Игорь Есмантович в гостях у «Радио Маяк» - ХК ЦСКА
1828

Игорь Есмантович в гостях у «Радио Маяк»

Президент ЦСКА Игорь Есмантович стал гостем программы «Мастера спорта» на Радио «Маяк».



- Игорь Вячеславович, вы как один из лучших функционеров КХЛ находите время, чтобы следить за Олимпиадой?

- Сегодня посмотрел стрельбу и немного посмотрел женское фехтование. Бывает время, когда можно немного отвлечься, но в основном все спортивные мероприятия смотрю.

- Как вам воспринимается спорт без зрителей?

- Тяжело, так как позиция очень сложная. Люди выходят работать, высокое психологическое давление, и когда ты понимаешь, что трибуны пустые, это, конечно, плюсом не становится.

- Стартовала РПЛ. Где-то совсем матчи проходят без зрителей, в Подмосковье всего тысяча зрителей была разрешена. У вас нет опасений, что будут проблемы с допуском на трибуны болельщиков во время хоккея? 

- Опасения, конечно же, есть, но те последние меры, которые были предприняты властями, подстегнули ситуацию, связанную с улучшением. Сейчас мэр Москвы обозначил позицию, что выстроилась хорошая тенденция на улучшение эпидемиологической ситуации. Мы надеемся на лучшее.

- До старта сезона остался месяц. Надеетесь, что за этот период ситуация поправится?

- Очень бы хотелось. Во всяком случае, ЦСКА для этого сделал все. Мы привили всех своих ребят и тренеров.

- Отечественной вакциной привили?

- Да, конечно. Иностранцы, которые прилетят, привились у себя на родине. А остальные ребята привились здесь.

- Антипрививочников не было?

- Нет.

- Как вы смотрите на тему совмещения работы тренера в сборной и клубе?

- Нормально. По своему диплому я тренер-преподаватель, я окончил ГЦОЛИФК еще в девяностые годы. И я считаю, что все зависит от самого человека, имиджевой составляющей, харизмы, его знаний, старого бэкграунда. Совместитель он или нет, главной роли это не играет. Главное, что это за личность.

- Но ведь если тренера эмоционально не хватает на клуб из-за совмещения, вы как руководитель терпите, в том числе, имиджевый ущерб. 

- У руководителя и главного тренера есть, знаете, модное слово сегодня - KPI. В контракте прописан ряд вещей, связанных со спортивных результатом. Разговор идет не только о месте в турнирной таблице, но и о премиальных, которые распространяются не только на хоккеистов, но и на все общество, а это около ста шестидесяти человек. Когда прорабатываются такие контракты, главные тренеры, приходящие в ЦСКА, должны понимать, что есть вещи, из-за которых в случае результата, который не удовлетворил наблюдательный совет или руководящий состав клуба, они могут потерять свое место. Как произошло с Игорем (бывший главный тренер ЦСКА Игорь Никитин).

- Игорь Никитин потерял в своем KPI?

- Он не выполнил задачу на сезон, поставленную наблюдательным советом – занять первое место, выиграв Кубок Гагарина.

- Больше всего смутило, что об этом решении было объявлено только через два с половиной месяца после окончания сезона.

- Наблюдательный совет состоит не из одного человека, нужно было всех собрать, получить какие-то мнения и доложить ситуацию председателю совета. Мы видим в работе Игоря Валерьевича только результат основной команды. Но существуют еще молодежные лифты, вещи, связанные с работой с молодежью, поэтому, рассмотрев все эти моменты, приняли такое решение.

- Как Игорь Никитин связан с лифтом других команд ЦСКА, он же отвечает за основную команду?

- Правильно. Но под результатом подразумевается вся та работа, которая происходит вокруг команды. Существуют перспективные молодые ребята.

- Ему в вину вменяется то, что он плохо работал с молодыми?

- Нельзя сказать, что это его вина. Это совокупность вещей, касающихся работы в клубе.  Посмотрели, какие были ошибки и хорошие вещи, что было недоработано, и пришли к такому мнению.

- Вы не боялись, что отставка Игоря Никитина не найдет понимания среди специалистов и болельщиков?

- Мы понимаем, что риски высокие, но наблюдательный совет принял взвешенное решение. Тут надо четко понимать, что я не член наблюдательного совета. Я также нанятый работник по KPI и имею свой контракт, который также может закончиться в любой момент, если я не выполню свою задачу. Везде есть риски. Сейчас Карпина назначили, что, нет риска? Это было объективное решение.

- Наблюдательный совет принимает решение на голосовании?

- Да.

- Сильные были разночтения по голосам?

- Я не хотел бы на эту тему говорить. Я не член наблюдательного совета, это будет некорректно.

- Вы пытались отстоять главного тренера как президент клуба, или у вас нет таких полномочий?

- У меня нет таких полномочий.

- Наблюдательный совет выбирает и утверждает Сергея Федорова?

- Да. Было несколько кандидатур на должность главного тренера, но остановились на кандидатуре Федорова.

- Кто еще был, кроме Федорова?

- Я бы не хотел говорить. Сейчас этот человек, может быть, подписывает контракт с другим клубом в Северной Америке. 

- Сергей Федоров был уникальным игроком, уважаем среди всех болельщиков. Но мы никогда не видели Сергея Федорова в качестве тренера.

- Во-первых, это уважение к Сергею как к хоккеисту и человеку, который всю жизнь был связан с хоккеем. Во-вторых, на протяжении нескольких сезонов Сергей был рядом с командой. Он член наблюдательного совета, и мы с Игорем Никитиным не возражали, когда Сергей выходил на лед и отрабатывал какие-то вещи в конце тренировки. Он много работал над вбрасываниями. Последние годы Сергей летал с командой на плей-офф, работал в качестве советника исполнительного директора «Роснефти» по спорту. Он был полностью погружен во все вещи, связанные с тактикой, психологией, с делами бытового характера, которые возникали у ребят. Мы тесно общались на каждом матче. Он имеет опыт работы и с Тихоновым, и с тренерами из североамериканских лиг, почему ему не довериться, поэтому приняли такое решение.

- Был ли соблазн пригласить топового иностранного специалиста из НХЛ, используя коммуникабельность Федорова? Ведь мы видим пример «Авангарда», которому это принесло успех.

- Соблазна такого не было. У нас много лет назад работал Джон Торчетти. И этот опыт был неудачным. Я думаю, кандидатура иностранного тренера на наблюдательном совете не рассматривалась.

- После системного хоккея Квартальнова и Никитина с приходом Федорова ЦСКА может заиграть в более яркий хоккей. Есть же запрос болельщиков на такую игру?

- Запрос такой есть, он и должен быть. На то они и болельщики, чтобы оценивать игру, которая прежде всего должна приносить удовольствие. Я не хотел бы обсуждать игру ЦСКА с Никитиным, потому что она давала результат. И мы последние несколько лет были в лидерах российского хоккея. Сергей был виртуозным нападающим и, думаю, в игре команды будет акцент в сторону атаки. Но без обороны нападения не бывает, это совокупность разных вещей. Плюс сейчас многие катки переходят на двадцать шесть метров, и мы переходим. У Сергея в этом огромный опыт. С такими размерами площадки меняется специфика проходных атак, меняется и угловая борьба, стыки, отборы шайбы. Сергей, как член наблюдательного совета согласовывает все кандидатуры, которые попадают к нам в состав. Все ребята, которые в этом году пришли, в том числе были согласованы Сергеем.  ЦСКА — это не тот клуб, где президент берет и сам все решает. Здесь все согласовывается, мы это обсуждаем и с Борисом Петровичем Михайловым, с Третьяком и с Буре. Поэтому все кандидатуры, которые сегодня попали в команду, Сергей Викторович согласовал на этапе программы, которая готовилась еще до нового года. Я уже сегодня формирую состав следующего сезона, и там есть ряд кандидатур, которые дали согласие. У них закончился контракт, и они приедут из Северной Америки. Но это разговор преждевременный.

- А кандидатуры, которые на выход, согласовываются?

- В том числе.

- Кто Сергею Федорову будет помогать в тренерском штабе и останется ли он в наблюдательном совете?

- Сохранит ли Сергей пост в наблюдательном совете, это, конечно, вопрос к наблюдательному совету. Сегодня это непринципиально. А помогать будут все ребята. Сергей оставил весь тренерский штаб. У них у всех действующие контракты. Сейчас уже идет плодотворная работа.

- Комплектованием тренерского штаба вы довольны?

- Да, Сергея все устраивают. У него был карт-бланш на замену, но он изъявил

 желание оставить прежних тренеров.

- Вы видели, как он начал работать?

- Да, но сейчас в основном работа на земле.

- Расскажите, он требовательный, жесткий тренер?

- Мне так нравятся такие вопросы (смеется). Давайте немного подождем. Совершенно нормальный, воспитанный человек, который в хоккее знает все. Он, наверное, защитил бы докторскую диссертацию по российскому и североамериканскому хоккею. У нас не все еще приехали, у нас около десяти человек еще не прилетели, они к нам присоединятся 28 и 29 июля, а первого августа полетят на сбор в Минск. Сегодня из основного состава на льду с вратарями всего лишь двенадцать человек.

- Перед Сергеем Федоровым будет ставиться какая-то конкретная задача на предстоящий сезон?

- Об этой задаче даже можно не спрашивать, у ЦСКА всегда задача – первое место.

- Каждый год контракта или за два сезона, допустим, взять Кубок Гагарина?

- Четкая задача у главного тренера и его помощников – каждый год выиграть Кубок Гагарина. Это KPI на премиальную систему, которой могут добиться и общество, и хоккеисты. Например, для кого-то второе место – это не результат. А для кого-то наоборот. Могу вам сказать, что хоккеисты ЦСКА за второе место не получили ни копейки премиального сегмента. Мы давно от этого отошли. Бонусная программа у нас ушла еще четыре года назад, и хоккеисты, и тренеры могут получить премию только за Кубок Гагарина. Этим мы отличаемся от всех клубов Лиги.

- Как у вас сурово. Как вы с такими ограничениями в премиалке набираете нормальных людей в команду?

- Мы стараемся.

- Ходит много разговоров, что Кирилл Капризов может не переподписать контракт с «Миннесотой» и вернуться в ЦСКА. Что вы можете об этом сказать?

- Понятно, что он хочет играть в Северной Америке и ведет переговоры с клубом. У нас есть место под потолком, чтобы ему дать деньги. Но сегодня разговор о том, что он перейдет в нашу команду, мы не ведем.

- Вы ждете, как будет развиваться ситуация за океаном?

- Да.

- Его агент сказал, что есть достойное предложение от ЦСКА.

- Не могу комментировать слова его агента. Пока не ведем переговоры с Капризовым.

- А хотели бы вести?

- Конечно, с удовольствием бы вел, если бы он дал шанс.

- В интервью радио «Маяк» вы как-то сказали, что против потолка зарплат. Прошел хоккейный сезон, вы не изменили своего мнения?

- Я не хочу злить болельщиков. Настолько они щепетильно относятся к этим моментам. Отвечу так, вы хоккей на чемпионате мира видели?

- Да.

- Вам понравилось?

- Ну так себе.

-  Я попытался ответить на ваш вопрос. Делайте выводы сами из того, что вы видите. Я уже зарекался отвечать на этот вопрос, чтобы не злить народ. Как член совета директоров Лиги не раз участвовал в мероприятиях, связанных с потолком зарплат, где двигал экономическую составляющую, которая должна с точки зрения экономики объяснить цифры, которые реальны, чтобы иметь оптимальные спортивные интересы для всех команд. Но я не был услышан советом директоров. На вопрос, почему именно цифра в 900 млн является потолком для всей Лиги, я ответа не знаю и не понимаю. Но приходится с этим мириться и работать в этих рамках. А как сейчас происходит, вы видите. Существуют экономические обоснования. Такое есть во всех сферах бизнеса. Но, к сожалению, Лига пошла своим путем.

- Говорили, что потолок зарплат уровняет команды и добавит турниру зрелищности, это произошло?

- Наверное, вы говорите и о поле зарплат. Также существует и пол зарплат для команд с наименьшим бюджетом. В стратегии Лиги прописано, что пол зарплат небыстро, но тоже поднимается. Но посмотреть экономическую составляющую команд сегодня может только Лига. Например, ЦСКА не может сегодня посмотреть, как поднимается пол у «Динамо» Риги, хабаровского «Амура» или минского «Динамо». Но то, что нужно поднимать пол, это, конечно, справедливо и правильно. Но как он поднимается, пока никто не знает.

- Хоккей сам стал интереснее после введения потолка зарплат?

- Вы же видели, кто играл финал и полуфиналы, ничего не изменилось с точки зрения результата. Но я считаю, что качество игры в Лиге упало.

- Если коснуться финала с «Авангардом» в прошедшем сезоне. Почему все-таки не удалось победить?

- Серия была равной и интересной. В небольших нюансах чуть лучше сыграл Омск. В балансе большинства и меньшинства соперник был лучше нас. Я думаю, что это и сыграло ключевую роль.

- Почему в это межсезонье так много изменений в составе ЦСКА?

- Изменения всегда трактуются отъездом хоккеистов. По линии нападения основными игроками были: Мамин, Шалунов, Лайпсик, Кемпе, Локтионов, Телегин.

- Шалунов уже точно ушел?

- Насколько я знаю, на сегодняшний момент он контракт с североамериканцами не подписал. Но также мне известно, что он ищет варианты с агентом, чтобы уехать в Северную Америку. Месяц назад мы с ним очень хорошо и откровенно поговорили. Дали друг другу время на обдумывание, предложили ему контракт. Потом с ним созвонились, и он сказал: «Игорь Вячеславович, я решил поехать в Америку попробовать свои силы, для меня это последний шанс».

- Но чемпионат мира в Риге в исполнении Шалунова не впечатлил.

- Чемпионат мира и НХЛ - это разные планеты, разные моменты. Там пандемия, тяжелый сезон, мотивация, физическое состояние. Наверное, Максим где-то немного не справился с той ролью, которая ему отводилась. Но мотивационная часть отъезда за океан будет совсем другой, весомой. Я его знаю, он порядочнейший человек, культурный и умный, поэтому он заслужил использовать свой шанс.

- Была новость, что «Динамо» готово ему предложить контракт. Это опять агенты играют?

- Понятия не имею. Я тут от вас узнаю много нового.

- То есть больше вариантов в России у него нет?

- Я не спрашивал у него про варианты в России, был конкретный разговор о ЦСКА.

- Давайте поговорим об изменениях в линиях. Было два вратаря - Шарыченков и Юханссон. Почему пришел именно Рейдеборн?

- Несложный вопрос. Давайте сначала по Шарыченкову. Он отработал великолепно контракт, мы очень ровно с ним прошли формат половины сезона. С Юханссоном была сложнейшая ситуация, мы до последнего момента перед дедлайном принимали решение, усиливаться ли нам новым вратарем, потому что травма Ларса не давала нам гарантии его первого номера. И буквально за месяц до дедлайна я для себя принял решение, что все-таки Юханссона мы оставляем и не берем иностранца. Тогда мы как раз взяли Гилмора и пошли с Юханссоном в плей-офф. И слава богу, что наши врачи и тренер по вратарям Сергей Наумов смогли сделать то, что сделали, и Ларс Юханссон отлично отработал свой контракт. У него высокая зарплата для потолка, и тут мы оттолкнулись от цены-качества. Пожелали ему успеха, он подписал отличный контракт со СКА. Дай бог, чтобы у него там все получилось. И так же по Шарыченкову, мы подумали, что пара Федотов – Шарыченков не будет той парой, с которой можно решать огромные задачи. Здесь был сложный вопрос. Я принял решение все-таки взять Рейдеборна. Нам удалось с ним финансовый вопрос решить, это небольшие деньги для вратаря такого качества. А положа рука на сердце, могу вам сказать, что некого брать, никто не едет сюда за такие деньги из Северной Америки. Давайте посмотрим, кто приехал в Лигу за последние три года из вратарей. Паскуале. От нас только уезжают: Василевский, Сорокин, Шестеркин. Вопрос здесь в двух плоскостях. Цена – качество, и я не смог такие деньги предложить Юханссону, которые ему Питер дал.

- А что у нас с отечественными голкиперами? Мы вырастили, отдали, а что теперь - пустота?

- Встречный вопрос к вам, сколько мы вратарей отправили в НХЛ за последние несколько лет? Вы знаете, сколько российских вратарей сейчас играет в НХЛ?

- Десять.

- Правильно. Растим дальше. Растет Аскаров в Питере. У нас свой мальчик растет 2001 года, который был на чемпионате мира вторым. Вопрос, на сколько вырастим. Мы вырастим, а они раз и туда.

- Давайте перейдем к защитникам. Чем Сведберг так интересен?

- Он второе большинство играл в «Барысе». Во-первых, нашли с ним точки соприкосновения в стратегии и мыслях, плюс его габариты и обученность. У него есть желание выиграть что-то большое. Плюс его габариты. Все это сыграло первостепенную роль. Если быть совсем откровенным, я как руководитель клуба приверженец больших хоккеистов. Посмотрите, как мы изменились в этом году с точки зрения роста и мощи. Конечно, свою роль сыграла площадка двадцать шесть метров и какие-то тактические вещи.

- Перейдем к нападающим. Посмотрели статистику шведов Нордстрема и Валльмарка за океаном – она не впечатляющая. Почему они пришли в команду?

- Мы все время смотрим за статистикой за океаном. Валльмарка мы драфтовали, у нас были на него права. Нордстрем - чемпион мира, обладатель Кубка Стэнли, в расцвете сил принял решение, и за не такие большие деньги. И Валльмарк тоже в своих командах был на грани топ-6, потому что в топ-12 его не было смысла держать. Он пытался эту нишу занять, немного не получилось. Приезд таких игроков, как Валльмарк и Нордстрем, для нас большая удача.

- Плотников из «Магнитки» - это уже третье звено, не топ-6?

- Почему? Если вы хотите по линиям, я назову вам топ-6. Это Слепышев, Григоренко, Нордстрем, Валльмарк, Плотников, Сошников, Окулов. Вот, скажем, топ-7. Плюс у нас есть Карнаухов, Андронов, вот уже топ-9. Еще есть Соркин, Юртайкин и молодые ребята – Гуськов, Ртищев, Комиссаров. Игроки сборной, которые все время привлекались. У нас в этом плане все в порядке. У нас есть четкий план на сезон, и теперь задача ребят доказать свое место в этом топ-6. Мы сейчас с вами нарисуем на доске, но решит-то все площадка. Посмотрите по прошлому сезону, у нас были переломы у Слепышева, Сергеева, почти перелом был у Кемпе, который перед плей-офф не играл пятьдесят дней. У Слепышева была сложная травма и позднее – трещина в кости. И у Саморукова плечо вылетело, он не играл плей-офф. Нас так немного потрепало. Я думаю, что это не было для нас плюсом в плей-офф.

- На сегодняшний момент состав уже полностью собран?

- Состав скомплектован на сто процентов. Плюс есть заначка в потолке. Мы не такие простые, как кажется болельщикам.

- Если говорить о потерях, вы не пытались кого-то отговорить? Саморукова, например.

- У него есть действующий контракт, там бесполезно отговаривать. Он был в аренде. Мы очень хотим его видеть и сейчас с ним об этом говорим. Он сам понимает, ему надо было бы здесь еще несколько лет, чтобы закрепиться. Я общаюсь с его командой, где он сейчас находится, с его генеральным менеджером. Они в этом году дадут ему шанс, как он справится, а так все может быть.

- А еще кого не очень хотели отпускать?

- Я очень рассчитывал, что останется Максим Мамин. Он отличный хоккеист и человек, преданный клубу парень. Но видите, сидит в нем заноза такая, хочет он там попробовать. У него такой шанс есть, пусть попробует.

- Из администраторов всех удалось сохранить в этом сезоне?

- Все в порядке. Вот только Лешу Волкова в Омск в прошлом году отпустили. Спорт - вещь гибкая, все бывает. Без поражений больших побед не бывает.

Если говорить по другим ребятам, по Локтионову, Кемпе, Лайпсику. Ребята неплохие, но как показал сезон, нам все-таки нужны нападающие, которые индивидуально будут хорошо работать в меньшинстве. Локтионов отлично отработал сезон, к нему претензий нет, но в рамках критерия цена-качество я все-таки принял решение, что лучше сыграет Плотников, поэтому обменяли его в Хабаровск. Мы понимаем, что Ванька Телегин узкопрофильный нападающий, преданный хоккею человек, но для третьего-четвертого звена его зарплата высоковата.