87 лет со дня рождения Валентина Сенюшкина - ХК ЦСКА
210

87 лет со дня рождения Валентина Сенюшкина

23 апреля исполнилось бы 87 лет восьмикратному чемпиону СССР, обладателю Кубка СССР — нападающему Валентину Григорьевичу Сенюшкину.

Восьмикратными чемпионами страны могли стать хоккеисты только из одной команды — главной армейской. Это просто безоценочный факт, историческая и статистическая данность. Но это совсем не означает, что достаточно было попасть в состав ЦСКА, чтобы начинать собирать награды, в основном золотые. Валентину Сенюшкину прекрасно известно, чего стоило каждое чемпионство, а год с Тарасовым шел за два.

Сенюшкин из того еще довоенного поколения, которое азбуку большой игры проходило во дворах и на близлежащих стадионах, и только потом пополняло спортивные секции. Послевоенная пацанва, простые ребята из простых семей, не просчитывали варианты продвижения наверх через спорт, а просто им жили. До поры до времени и не думая, что за удовольствие можно и деньги получать. Перед тем, как оказаться в гуще хоккейных событий, Валя Сенюшкин прошел основательную хоккейную школу ВВС.

А дальше Сенюшкина с осени 1953 вплоть до середины 60-х ждала прямая армейская дорога, которая только меняла названия — ЦДСА, ЦСК МО, ЦСКА, ну и до кучи ленинградский СКА в конце игровой карьеры. Он не был на первых ролях, но центрфорвардом и лидером тройки «Б», то есть второй в команде, был основную часть своей долгой карьеры в ЦСКА. Понятно, что на слуху у болельщиков были хоккеисты звеньев, постоянно игравших в сборной СССР, но вся команда из сплошных звезд состоять не может.

Валентин Сенюшкин застал в ЦДСА еще первое золотое поколение советских хоккеистов, начиная с великого Всеволода Боброва. Это было уже «университетское» образование, руководил которым Анатолий Тарасов, а на практике воплощали армейские ветераны. В начале десятых годов нового столетия Валентин Григорьевич Сенюшкин с ностальгией вспоминал о тех временах и говорил о первопроходцах: «Они всегда помогали нам, молодым хоккеистам».

Тарасов строил чемпионскую команду на годы вперед, поэтому подтягивал молодежь, способную заменить лидеров первой волны. При Боброве и его звене выйти на первый план не смог бы никто, но уже чемпионат СССР 1955/1956 ЦСК МО выиграл без травмированного лидера, одержав 28 побед в 28 матчах. Именно в этом сезоне 18-летний Валя Сенюшкин наработал на первую свою золотую медаль, а в лидеры уже выходил его сверстник Вениамин Александров. На этом переходном этапе сбой Тарасовым был допущен лишь один, когда армейцы весной 1957 уступил золото «Крыльям Советов» Владимира Егорова. Это был последний сезон Всеволода Боброва с партнерами — они уступали дорогу молодым.

Армейцы вернули чемпионское звание уже на следующий год, на одно очко опередив «Крылышки», безусловными лидерами было первое звено Локтев — Черепанов — Александров, и уже складывалось звено с опытным Владимиром Бруновым и двумя молодыми нападающими — Сенюшкиным и Игорем Деконским, хотя были и иные варианты. Во второй сборной СССР Валентин дебютировал в звене с Леонидом Волковым и Деконским. В том феврале 1958 партнерами Сенюшкина во второй сборной были также динамовцы Юрий Волков и Владимир Юрзинов. Первым в главную команду пробился Юрзинов, следом Юрий Волков, постоянный партнер Сенюшкина Деконский сыграл на чемпионате мира 1959 в Чехословакии, а Валентин все ждал своего часа.

Внимание к матчам второй сборной порой было не меньшим, чем к первой. Понятно, что в основном это были товарищеские матчи, но всё же это была ступенька, с которой каждый мог подняться выше, особенно на рубеже 50-60-х годов, когда в национальной сборной еще продолжалась смена поколений, а золото чемпионата мира никак не давалось. Собственно, через вторую команду прошли практически все будущие лидеры советского хоккея.

Дискуссии в поисках вариантов для возвращения советского хоккея на лидерские позиции достигли своего пика после бронзовой неудачи на олимпиаде в Скво-Вэлли. За место в сборной конкурировали как минимум пять-шесть звеньев из пяти команд, незыблемой была разве что позиция звена Локтев — Альметов — Александров. В конце года в товарищеских матчах с канадской командой «Чатам Марун проверили чуть ли не пять десятков хоккеистов. Звено Брунов — Сенюшкин — Деконский как креатура пока еще главного тренера сборной Тарасова котировалось не ниже восходящих звезд «Спартака» братьев Майоровых и Вячеслава Старшинова. Тогда же Валентин Сенюшкин провел первый матч за главную команду страны.

В лихом новогоднем турне по США возглавляемая Николаем Эпштейном и Дмитрием Богиновым вторая (а по сути молодежная) сборная СССР в пяти матчах одержала пять побед, причем Сенюшкин, Деконский и Юрзинов сделали по хет-трику. Доброжелательный отчет Эпштейна об игре этих трех нападающих, однако, не помог. На чемпионат мира-1961 в Швейцарию, куда команду повез уже Аркадий Чернышёв, пробился только Юрзинов, да и то десятым нападающим «на подмену».

Из кандидатов на участие в главных турнирах Валентин Сенюшкин не уходил вплоть до середины 60-х годов. Сначала где-то около сборной была их эффективная связка с Деконским, потом постоянным партнером и близким другом стал Анатолий Фирсов, и ворота в сборную должны были, по идее, открыться. Но всякий раз обстоятельства складывались как-то так, что состав оказывался подогнанным на все сто, и места в нем четвертому центрфорварду Сенюшкину не находилось. А ведь конструктором игры он был незаурядным, мог удачно подхватить усилия практически любых партнеров. Во второй сборной он играл с Игорем Ромишевским, Виктором Ярославцевым, Анатолием Ионовым, Евгением Грошевым, Юрием Моисеевым, Валентином Козиным, Александром Стригановым, Евгением Майоровым, Юрием Чичуриным.

Но, конечно, наибольшие шансы закрепиться в сборной Валентин Сенюшкин имел, успешно выступая со своим армейским звеном. Леонид Волков был опытен, Анатолий Фирсов — гениален, звено было без слабых мест, но у Тарасова на Фирсова были другие планы. К середине 60-х он окончательно определился с тем, что второе звено уровня сборной надо выстраивать под Фирсова. Но надо было как-то отодвинуть Сенюшкина и Волкова, которых он внутренне уже «списал» — как ранее Брунова и Деконского, которым годом ранее позволили доигрывать в калининском СКА. Бунта на корабле, который в декабре 1960 ему устроили ветераны первого призыва, что стоило временной потери места и в ЦСКА, и в сборной, Тарасов не опасался — нынешние его подопечные были не такие отчаянные, но все-таки стоило заручиться поддержкой авторитетных игроков. Вынесенная на «совет» тема была такая: Волков и Сенюшкин «снизили требовательность к себе», а молодым и талантливым Владимиру Викулову и Виктору Полупанову требуется мудрый «дядька» — все это в интересах коллектива, которые всегда надо ставить выше личных привязанностей. Старожилы поскрипели-поскрипели, но сказали «да», Викулову с Полупановым было неудобно перед ветеранами — «они же нас учили» — Фирсов подчинился интересам коллектива, за что удостоился от тренера отдельной похвалы, новое звено в первом официальном матче сезона отличилось шестью заброшенными шайбами, и все были довольны — естественно, кроме Волкова с Сенюшкиным, и отчасти Тарасова. С игроками понятно — Волкова ждал СКА калининский, а Сенюшкина — ленинградский, а почему же был недоволен Тарасов? Анатолий Владимирович опасался, что молодые после первого матча впадут в эйфорию, поэтому «специально постарался найти в игре Викулова и Полупанова недостатки». И подчеркнул про недостатки: «если бы их не было, я бы их придумал», поэтому гонял Викулова с Полупановым после тренировки еще час дополнительно. Чтобы знали. О Леше и Вале в том тексте про «племя младое» мэтр больше не вспомнил.

Анатолия Тарасова, несмотря на всю его такую хитромудрость, игроки поминают в основном добрым словом. Вот и Валентин Сенюшкин плохого не сказал, хотя расстался он с командой, которой отдал десять с лишним сезонов, в 28 лет. Даже по тем меркам — далеко не ветераном.

А с Фирсовым они в самом деле дружили, в том числе семьями. Это о многом говорит, и не только в профессиональном плане. Фирсов очень ценил Сенюшкина, а Валентин, в свою очередь, отзывался о любимом партнере в высшей степени превосходно: «С Фирсовым общий язык могли найти абсолютно все. Без сомнения, он был выдающимся хоккеистом».

Последний свой матч за первую сборную Сенюшкин провел 28 февраля 1965 года в Москве со сборной Канады, в звене с Евгением Майоровым и Юрием Чичуриным. Никто из них на чемпионат мира-1965 в Тампере не попал.

Валентин Сенюшкин ушел из жизни в возрасте 85 лет. Всего прославленный хоккеист провел 340 матчей, забил 125 голов.