Игорь Кравчук: Моя задача в ЦСКА — максимально помочь игрокам раскрыться - ХК ЦСКА
786

Игорь Кравчук: Моя задача в ЦСКА — максимально помочь игрокам раскрыться

Источник: Рейтинг Букмекеров

На «РБ Спорт» большое интервью с известным хоккеистом, тренером ЦСКА Игорем Кравчуком — о работе с Сергеем Федоровым, желании выиграть Кубок Гагарина, отстранении России от международных турниров и сравнении Александра Овечкина с Уэйном Гретцки.

Игорь Кравчук — двукратный олимпийский чемпион, серебряный и бронзовый призер Олимпиады, чемпион мира, финалист Кубка Стэнли. На позиции защитника выступал за «Салават Юлаев», ЦСКА, «Чикаго», «Эдмонтон», «Сент-Луис», «Оттаву», «Калгари» и «Флориду». После окончания карьеры работал скаутом, в том числе в сборной России, возглавлял юниорскую сборную России, был тренером в «Северстали» и «Куньлуне», был директором по развитию хоккея Академии «Авангард». С этого сезона Кравчук входит в тренерский штаб ЦСКА.

«Сергей Федоров полон идей и энтузиазма, по духу и по характеру он победитель»

— Вы пришли работать в чемпионскую команду. Это большая ответственность?
— Я вернулся в ЦСКА уже в другом качестве — тренерском. Очень интересная работа, — говорит Кравчук. — Что-то я уже узнал, что-то стало для меня новым. Хоккей идет вперед, развивается. Меняются подходы к игре, тренерству. Работа творческая, что-то принимается совместно, что-то отметается.

— Вы работали и скаутом, и в Академии «Авангард». Тренерская работа — ближе вам?
— Мне нравится, когда я нахожусь на льду, рядом с ребятами. Я получал удовольствие и от скаутской работы, хотя она немного отличается, является скорее информационной. В Академии «Авангард» я решал организационные вопросы. Там я редко выходил на лед, и мне этого не хватало.

RUS54341.jpg

— По этим причинам вы покинули Академию?
— Мы разошлись в линиях развития. Клуб «Авангард» и Академия настаивали на одном, а я рекомендовал другое. И мы не услышали друг друга.

— Каков круг ваших обязанностей в ЦСКА?
— Я отвечаю за меньшинство, работу с защитниками. Но, тем не менее, мы все вместе составляем планы тренировок, схемы игр и так далее.

— В тренерский штаб вас пригласил именно Сергей Федоров?
— Да. Это было еще годом ранее, когда Сергей Викторович возглавил ЦСКА. С его стороны был интерес к моей кандидатуре, и я выразил свое согласие. Но клуб пошел по-другому пути, что в принципе привело к огромному успеху — победе в Кубке Гагарина. Летом мы еще раз переговорили, и я сказал, что в любое время готов.

— Вы давно друг друга знаете. У вас схожее понимание хоккея?
— Знаем друг друга давно — с 19-20 лет. Есть общее в понимании и видении хоккея. Есть и расхождения, но всегда все обсуждаем, и решение принимается совместно. Дай нам задание, мы все решим его по-разному — это человеческий фактор. Поэтому в тренерском штабе мы очень много общаемся, и простая подготовка к тренировке может занять 25-30 минут.

RUS55468.JPG

— Сергей Федоров отличается как хоккеист и как тренер?
— Многое переплетается — характер, человеческие качества. Но хоккей в целом со временем меняется — подход, видение, правила, тренерская работа, даже терминология.

— В чем особенности Федорова как тренера?
— У него абсолютно свой стиль. Собственные подходы к работе. Сергей Викторович полон идей и энтузиазма. По духу и по характеру он победитель. Четко прорабатывает цель, и мы идем к ней все вместе.

— И дух победителя передается команде?
— Хоккеисты получают энергию тренера, он тебя поднимает, заводит. Есть время бросать камни, и время собирать. Как игрок он брал, а как тренер отдает. Надо иметь положительную энергетику, чтобы вести команду за собой. Сергей обладает такими качествами.

— Сергей Федоров сказал, что у нас появилась новая плеяда тренеров. Это ваше поколение, которое поиграло в НХЛ?
— Это такой классный гибрид: мы прошли школу советского, российского хоккея, поиграли за океаном (и многие успешно), получили хороший опыт работы, как с нашими тренерами, так и с зарубежными. Все это комбинируется, и мы стараемся взять лучше и отсюда, и оттуда.

— Это же касается и Игоря Ларионова, который успешно работает в «Торпедо»?
— Его работа это гибрид того, что он принес из советского хоккея и из НХЛ. Но у него свое видение игры, свое понимание успеха команды. Это делает чемпионат КХЛ интереснее.

— Чемпионат КХЛ все-таки меняется в лучшую сторону?
— Отток лучших игроков за океан, понятно, влияет на качество игры. Но мы растем, приобретая собственный опыт. Очень много наших ребят, о которых говорили специалисты, могут воплощать свои идеи на льду. Конечно, за один год нельзя ждать скачка результатов, но я вижу много положительных тенденций.

«Если приезжают такие же игроки, как наши, или даже хуже, то смысла в легионерах нет»

— Эксперт Артем Батрак заявлял по ходу сезона: «Есть впечатление, что игроки ЦСКА думают, что заиграют, когда начнется плей-офф». Вы считаете, что у команды было такое состояние?
— В первый раз об этом слышу. С таким настроением можно и не попасть в плей-офф. Я лично как бывший спортсмен настраиваюсь каждый раз на победу. Смысл тогда выходить, тратить силы? У всех в команде есть лидерские качества, однако разные роли. Но все выходят побеждать.

— Считается, что защитить чемпионство всегда труднее, чем выиграть.
— Мне как игроку не доводилось выигрывать Кубки, только Олимпийские игры. Думаю, трудно подниматься снова после победы. Но настраиваться нужно всегда, это отличная черта победителей — от битвы к битве, от войны к войне. Уэйн Гретцки говорил, что в НХЛ четыре сезона — предсезонка, регулярка, плей-офф и Кубок Стэнли. В КХЛ так же, и на каждом этапе ставятся определенные задачи.

— Перед собой лично вы какие ставите задачи в ЦСКА?
— Во-первых, максимально помочь игрокам раскрыться. Во-вторых, работать в унисон с главным тренером, четко понимать его желания, намерения и видение игры. Но всегда вносить предложения и делиться своим мнением со своей стороны, если что-то идет не так.

— Вы сказали, что не выигрывали Кубки. Для вас чемпионство — тоже мечта?
— Я играл только в финале Кубка Стэнли, и желание побеждать есть всегда. Как говорится, бывших хоккеистов не бывает. Я только поменял амплуа, став тренером. Жажда победы есть.

— Говоря про сокращение лимита на легионеров, Сергей Федоров заявил: «Мы не там смотрим. Надо работать в другой области, нужна работа с молодежью». Вы с ним согласны?
— Я очень часто пересекаюсь с Владимиром Владимировичем Юрзиновым, и он говорит, что талантливые ребята у нас есть всегда, а главное — это развивать их. Игроки будут, нужен только правильный подход. Задача тренера — раскрыть потенциал хоккеиста и вывести его на топовый уровень.

RUS53598.jpg

— Вы какой вариант считаете оптимальным — пять легионеров или три?
— Честно говоря, не задумывался на этот счет. Главное, чтобы в КХЛ приходили хорошие легионеры, за которыми можно тянуться. А если приезжают такие же игроки, как наши, или даже хуже, то смысла в этом нет. У нас есть свои ребята, которые не слабее.

— Вы играли на позиции защитника. Согласны с тем, что в нашем хоккее есть дефицит игроков этого амплуа?
— Я не вижу дефицита, но нужно развивать многих. В детских школах мало придают этому значения. Игра в защите — специфическая, там нужно учить обороняться, кататься спиной. Сейчас тенденция, что защитники гибридного плана — нужно уметь хорошо играть и в атаке тоже. Это все тонкая работа. В 15-16 лет навыки укореняются и потом сложно что-то поменять. Хоккеиста можно научить играть по схеме, но техническая часть все равно будет страдать, так как это закладывается в детстве.

— Владислав Третьяк говорит, что наш хоккей прогрессирует, но многие не согласны с ним. Вы как считаете?
— Мнений всегда много и это абсолютно нормально. Молодежь есть, это как неотшлифованный алмаз, нужна огранка. Нужно найти талант среди огромной массы хоккеистов. Очень много моментов, которые могут повлиять как положительно, так и отрицательно. Вот, например, парень начинает встречаться с девушкой, у него меняется эмоциональны фон, что тоже может повлиять на игру. Тренер должен учитывать множество таких нюансов.

«Главная задача Овечкина — не побить рекорд, а выиграть Кубок Стэнли»

— Считается, что отстранение от международных турниров сильнее всего ударит по юниорской и молодежной сборной России. Вы работали с «юниоркой», и что думаете на этот счет?
— Мы все понимаем, что опыта участия в чемпионатах мира не хватает. Но что, сидеть и посыпать свою голову пеплом? Что есть, то есть. Но сейчас наша задача найти пути развития.

— У нас говорят, что прошедший МЧМ-2023 без сборной России был неполноценным. Вы как считаете?
— Я не могу сказать, что он неполноценный. Но уровень чемпионата и качество игры со сборной России был бы выше. Безусловно, наша команда всегда в числе фаворитов и претендентов на медали.

— Как вы относитесь к высказываниям Доминика Гашека, который призывает выгнать отовсюду российских хоккеистов, разорвать с ними контракты в НХЛ?
— Это его мнение. Много кто что говорит. Наша задача — не реагировать на это. Российские ребята играют в НХЛ, чему я очень рад. Также лига продолжает драфтовать наших хоккеистов. НХЛ — это частная компания, которая сама решит, что ей делать.

— Неслучайно НХЛ перенесла Кубок мира? Это связно с российскими игроками?
— Конечно, им хотелось бы видеть россиян на Кубке мира. Такие звезды, как Овечкин, Малкин, — это лица лиги. В НХЛ это прекрасно понимают и поэтому ищут какой-то компромисс.

— Такая результативность Александра Овечкина в этом сезоне вас не удивляет?
— Я просто рад за Александра, потому что он большой молодец.

— Уже начинают говорить, что рекорд Уэйна Гретцки не за горами…
— Эти 80 с лишним шайб еще надо забросить. И поверьте, с каждым годом забивать все сложнее и сложнее. Саша готовится профессионально. Но, думаю, его главная задача — не побить рекорд, а выигрывать матчи и Кубок Стэнли. Личные достижения находятся позади.

— Вы считаете, что он сможет побить рекорд?
— Надеюсь. Я буду болеть за Александра.

— Алексей Ковалев заявил, что предпочел бы Гретцки Овечкину и что бросок — это не уникально. Вы согласны?
— Это разноплановые игроки. У Гретцки были разные функции на поле, а Овечкин — великий снайпер. Хотя, конечно, Александр может создать хорошую комбинацию, отдать пас. Я всегда говорю, что очень трудно сравнивать звездных хоккеистов. Они играют в разный хоккей, в разное время и по разным правилам, но все являются звездами и каждый добивается успеха по-своему.

— В юниорской сборной России вы работали с Ничушкиным, Шестеркиным, Бучневичем. Тогда было видно, что это будущие игроки НХЛ?
— В 18 лет трудно было сказать. Я видел, что у них огромный потенциал. И не только у них. Были и другие ребята, которые были близки, но не смогли выйти на этот уровень. Валерий Ничушкин тоже приезжал в Россию и возвращался. Каждому свое время. Ему удалось выйти на высокий уровень и самое главное — удержаться и при этом прибавить. Не просто подняться, а еще и становиться лучше.

— Как у Шестеркина быстро получилось проявить себя в НХЛ?
— Когда Шестеркин пришел в «Рейнджерс», был еще Хенрик Лундквист. Он смотрел, как работают профессионалы, и приобретал опыт. Игорь, безусловно, талантливый голкипер. Хотя игроков этого амплуа я не обсуждаю. Для этого есть тренеры вратарей. Я просто рад за всех наших хоккеистов, которые выступают на таком высоком уровне.