Вениамину Александрову исполнилось бы 75 - ХК ЦСКА
2318

Вениамину Александрову исполнилось бы 75

Родился Вениамин Александров 18 апреля 1937 года в Москве и, как многие мальчишки той поры, начал играть сначала в футбол, а затем и в хоккей во дворе. Но лишь немногие, как он, смогли в 18 лет попасть в состав ЦСКА.

Родился Вениамин Александров 18 апреля 1937 года в Москве и, как многие мальчишки той поры, начал играть сначала в футбол, а затем и в хоккей во дворе. Но лишь немногие, как он, смогли в 18 лет попасть в состав ЦСКА.

 

Александров играл в одном звене вместе с Локтевым иАльметовым. Его игру считают классической – он играл корректно, не вступал в силовую борьбу. Вот как об этой тройке отзывался Анатолий Тарасов: "Константин Локтев – Александр Альметов – Вениамин Александров – эти выдающиеся форварды входили в ведущее звено ЦСКА и сборной СССР середины 60 х годов. Разные характеры, разная манера игры, цементировали же тройку единое и высокотворческое понимание хоккея, стремление к игре интеллектуальной и, конечно, крепкая дружба. И потому на льду Локтев, Альметов и Александров смотрелись как единое целое – высокая техника, великолепно развитая интуиция гарантировали высочайшую синхронность действий. Это звено было первым в нашем хоккее, начавшим вести игру на интуитивной основе и тем проложив путь другим".

 

После ухода из хоккея Локтева и Альметова Вениамин Александров начал играть в одной тройке с Владимиром Петровым и Борисом Михайловым. Он до сих пор занимает пятую позицию среди бомбардиров советского и российского хоккея и остаётся его легендой и славой. Главным достоинством, решающей силой Вениамина Александрова была доведённая до совершенства техника. Любой сложнейший приём в его исполнении казался простым, доступным каждому. Но сделать так, как делал Александров, не мог никто. Его заслуга перед советским хоккеем состоит в том, что выступал он как творец-новатор, который открыл много новых, очень интересных приёмов, довёл их до совершенства. Сыграть по-александровски - это значило сыграть чисто, легко и непринуждённо.

Главный тренер его жизни, Тарасов, так говорил об этом блистательном игроке и его товарищах по тройке: "Порой неискушенные любители хоккея, да и не только они, но и некоторые спортивные комментаторы задаются вопросом: кто выиграл бы, если против Бабича, Шувалова и Боброва сыграли бы Локтев, Альметов и Александров? Вопрос, конечно, наивный. Не те времена, и не тот хоккей. Локтев, Альметов и Александров, безусловно" умеют все, что умели их предшественники, но, кроме того, они пошли и дальше (не могли не пойти: ведь хоккей в целом, как и жизнь, прогрессирует!). Возьмем хотя бы Александрова, его и сейчас называют вторым Бобровым, но играет Александров иначе. Он сумел избавиться от увлечения индивидуальной игрой. И о нем, как и о Локтеве и об Альметове, не скажешь, что кто-то на него работает. Он сам может и любит играть на товарищей и остается при этом ярчайшей "звездой" на хоккейном небосклоне. Я говорил уже, что при игре в одно касание игрок может оставаться в тени. Но вот когда в одно касание играло звено Альметова, то разве можно, например, не заметить Александрова! Вы посмотрите только, как и сейчас удивительно четки, остроумны и коварны его пасы, как поразительно точны они по силе и неожиданны по решению".

 

На Олимпиаде-1968 в Гренобле была устроена галерея прославленных спортсменов. Под портретом Александрова стояла следующая подпись: "Ведущий игрок сильнейшей хоккейной команды мира. Олимпийский чемпион и чемпион мира. У себя на родине известен как виртуоз техники. Один из тех, кому русская команда обязана своими громкими победами". Для Вениамина Александрова не существовало ничего невозможного на льду. Он без труда мог обвести сколько угодно соперников, отлично пасовал, не менее искусно играл у борта. В историю вошли его стелющиеся прорывы по флангу. На редкость разнообразный хоккеист, он одинаково успешно выполнял роль как разыгрывающего, так и солиста, остановить которого было невероятно сложно любому самому классному защитнику.

 

Например, в марте 1963 года на чемпионате мира после нескольких лет неудач сборная СССР в обновлённом составе выиграла у сборной Канады во многом благодаря вдохновенной и мощной игре Александрова. И слова самого Анатолия Тарасова тому подтверждение: "Турнир этот был одним из самых драматичных и напряженных в истории хоккея. Перед последним матчем первенства между сборными СССР и Канады все зависело не только от результата встречи – кто победит, но и от ее счета: чтобы вновь – впервые после 1956 года – стать чемпионами мира, нашим хоккеистам необходимо было выигрывать 1:0 либо при других вариантах счета с преимуществом как минимум в две шайбы. При иных исходах победителями оказывались хозяева первенства шведы. Уже на первой минуте… Впрочем, автор далее хочет процитировать известного спортивного обозревателя тех лет, рано, к сожалению, умершего Виктора Фролова. "…Он (Александров) на огромной скорости обыграл защиту, промчался за ворота противника и, объехав их, не бросил шайбу сам, а точно передал ее Альметову, который с лета забил гол. Мартин, феноменальный канадский вратарь Мартин, был бессилен что либо сделать… Счет стал 1:0. Но дело не только в счете. Наша сборная вдохновилась, заиграла мощно, непринужденно".

 

По окончании карьеры Александров некоторое время работал тренером в детских командах ЦСКА. В 1973—1974 — старший тренер команды СКА (Ленинград). В 1971 году окончил Центральную школу тренеров РСФСР.

 

Умер Вениамин Александров 6 ноября 1991 года. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Наше восхищение и неизменная благодарность тем, кто сделал наш хоккей красивым, непобедимым, умным. Имея такие корни, нельзя не верить, что времена былой триумфальной и монопольной славы советского хоккея обязательно вернутся. Обязательно.

 

Чемпионат.com