Сегодня, 15 июля, прославленному форварду ЦСКА и тренеру Юрию Моисееву исполнилось бы 84 года...
ОН ЖИЛ И РАБОТАЛ ПО ЗАВЕТАМ ТАРАСОВА
Легендарный Всеволод Бобров в книге «Рыцари спорта» дал такую характеристику Моисееву:
— Его ни с кем никогда нельзя было спутать на льду. Необыкновенно юркий, верткий, очень подвижный, он с успехом разрушал самые, казалось, надежные оборонительные бастионы и вводил в заблуждение спокойных и опытных защитников.
Почетный президент нашего клуба
Борис Михайлов, успевший пересечься с Моисеевым в ЦСКА в качестве игрока – ведь Юрий Иванович играл в составе армейцев до 1972 года, рассказал о пятерке с двумя полузащитниками и защитником-стоппером. Анатолий Владимирович Тарасов называл её «системой», выполнявшей задание по нейтрализации лидеров соперника:
— Джина, МОтор и Ухват, Неваляшка и Мальдини — это Юрий Моисеев, Анатолий Ионов, Евгений Мишаков, Игорь Ромишевский и Олег Зайцев. Юрия Ивановича звали Джина. Почему? Потому что катался он, словно на пружинах. Пружина, Джина — просто игра слов.
Правда,
Евгений Мишаков незадолго до ухода из жизни поделился другой версией возникновения этого прозвища:
— Моисееву нравилась знаменитая итальянская актриса Джина Лоллобриджида, сыгравшая главную роль в фильме «Фанфан-Тюльпан», очень популярном в Советском Союзе. Вот и стали называть Моисеева «Джина».
УМЕЛ СДЕРЖАТЬ СТАРШИНОВА
...Моисеев стал первым выпускником пензенской хоккейной школы, завоевавшим золотые медали на чемпионате мира и Олимпийских играх. Правда, за местный труд он выступал с 1957-го по 1960 год. Перейдя в новокузнецкий «Металлург», юркий и быстрый форвард попал в поле зрения селекционеров «Химика». Старший тренер воскресенской команды Николай Эпштейн настойчиво приглашал его, предлагая заманчивые условия. Как и в случае с Виктором Кузькиным. Потом на Юрия положило глаз московское «Динамо», однако переманить бело-голубым удалось других форвардов «Металлурга» — Анатолия Мотовилова, Игоря Самочёрнова и Валерия Войтова. Моисеев же с детства мечтал о ЦСКА, ему хотелось тренироваться и побеждать под руководством Анатолия Тарасова. Юрий экстерном окончил Московское высшее командное училище имени Верховного Совета РСФСР, которое в народе именовали училищем кремлевских курсантов. Впоследствии Моисеев получил еще два диплома — железнодорожного техникума и Московского областного педагогического института (МОПИ).
В ЦСКА форвард Моисеев провел десять незабываемых лет, а с 1976 года по 1984-й трудился ассистентом старшего тренера — сначала Константина Локтева, потом сменившего его Виктора Тихонова. И только с сезона-1984/85 возглавил команду — московское «Динамо». Венцом тренерской карьеры Юрия Ивановича стала работа в Казани, где в 1998 году он поднял «Ак Барс» на вершину — первому в истории клуба чемпионству.
В ЦСКА Моисеев начал в тройке с Ионовым и Валентином Сенюшкиным. Потом последнего из них заменил перешедший из московского «Локомотива» Мишаков.
— Тарасов ставил перед «системой» задачу топать-давить соперников, — рассказал
Борис Михайлов. — Но попробуйте раздавить спартаковца Старшинова! Он силен, как медведь. Моисеев благодаря юркости и скорости должен был постоянно маячить перед ним, не давать принимать шайбу. И это Юрию Ивановичу удавалось! При этом он забивал под 20 голов за сезон.
ЗОЛОТОЙ ПАС В ЗОЛОТОМ ГРЕНОБЛЕ
Моисееву посчастливилось сыграть за сборную в одном официальном турнире. Но каком! В Гренобле-1968, в котором разыгрывались сразу три комплекта наград — олимпийские, чемпионата мира и Европы. После долгих споров-дискуссий Тарасов убедил тренерский совет включить в состав «систему» целиком. Неожиданно советская команда споткнулась на чехословаках, уступив 4:5. Судьба золотых медалей оказалась уже не в наших клюшках. Но в последний день сборная Чехословакии не сумела одолеть немотивированных шведов, которые накануне хорошо отдохнули в ресторане. Ничья 2:2 подарила нам шанс. Требовалось победить канадцев.
В решающий момент выстрелила «система». После гола Анатолия Фирсова «Кленовые листья» ринулись на штурм ворот Виктора Коноваленко. И тут Моисеев чудо-передачей запустил в отрыв Мишакова. Тот изящно переиграл вратаря Кена Бродерика. Пропустив вторую шайбу, канадцы прекратили сопротивление. Итог 5:0. Тот пас Моисеева без натяжки можно назвать золотым.
Странно потом было читать, что тренеры ошиблись, пригласив «систему». Особенно от Коноваленко, провалившего матч с чехословацкой командой. Тарасов даже хотел поставить против канадцев Виктора Зингера, но за голкипера горьковского «Торпедо» вступились игроки. Моисеев вернулся из Гренобля с тремя золотыми медалями и заслуженным мастером спорта.
САМЫЙ ЦЕННЫЙ ГОЛ — В ФИНАЛЕ КУБКА ЧЕМПИОНОВ СО «СПАРТАКОМ»
Вспоминая самые значимые матчи в своей карьере, Юрий Иванович Моисеев на первое место ставил не олимпийскую победу над канадцами, а вторую встречу со «Спартаком» в финале Кубка европейских чемпионов.
Осенью 1970 года во Дворце спорта «Лужники» трофей разыгрывали чемпион страны-1969 и действующий обладатель КЕЧ ЦСКА. Первая игра осталась за красно-белыми — 3:2. В повторной их устраивала ничья. Пропустив две быстрые шайбы, спартаковцы, казалось, переломили ход дерби. На 44-й минуте Старшинов забил в меньшинстве и закрепил преимущество — 5:3. У армейцев всё валилось из клюшек.
Тут-то на первый план выдвинулась «система». В команде уже не было ветерана Ионова, его заменил молодой Юрий Блинов. Дело с мертвой точки сдвинул Мишаков — 4:5. Вскоре Моисеев восстановил равновесие. А затем еще три шайбы влетели в ворота талантливого Виктора Криволапова. ЦСКА вытащил матч — 8:5 и сохранил Кубок европейских чемпионов.
ПЕРВЫЙ ТРЕНЕР, ОЗОЛОТИВШИЙ «АК БАРС»
Будучи игроком, Моисеев готовил себя к тренерской профессии. Двукратный олимпионик Евгений Зимин вспоминал, как Юрий Иванович после каждой тренировки в Гренобле делал записи в тетради. Моисеев тренировал по-тарасовски. Но если Анатолий Владимирович держал дистанцию с игроками, то Юрий Иванович относился к ним, как к себе равным. Некоторые пользовались этим доверием, а потом подводили тренера.
— Юрий Иванович не был тихушником, не плел интриги, — рассказывает
Борис Михайлов. — Когда он возглавил московское «Динамо», Тихонов пригласил на освободившееся место помощника меня.
Уже в первом сезоне у штурвала бело-голубых Моисеев едва не прервал гегемонию ЦСКА. Его новая команда прошла чемпионат-1984/85 по чемпионскому графику, в ее игре стали проглядываться армейские черты, она стала действовать не от обороны, а с позиции силы. От золотых медалей «Динамо» Моисеева отделили пять минут. Ровно столько оставалось до финальной сирены в решающем дерби с ЦСКА. Если бы Алексей Касатонов не сравнял счет (2:2), бело-голубые отпраздновали бы чемпионство.
Какие интересные упражнения предлагал Юрий Иванович на тренировках! Так, вратарь проигравшей команды в двухсторонке должен был с разбега перепрыгнуть через ворота, лежащие на льду, по их ширине. Мало кому удавалось...
Золотую мечту тренер Моисеев воплотил в жизнь в Казани. В 1998 году «Ак Барс» стал чемпионом России. Злые языки тут же поставили под сомнение этот успех, заявив, что золото добыто по итогам регулярного чемпионата. В сезоне-1997/98 в плей-офф определялся обладатель Кубка России, который завоевал магнитогорский «Металлург».
Юрий Иванович называл себя учеником Тарасова. В его квартире и кабинетах висел портрет знаменитого тренера. На самом видном месте!
Именно Моисеев привез в Казань Владимира Плющева, к тому моменту неожиданно возглавившего национальную сборную. Моисеев готовил себе преемника.
После прощания с «Ак Барсом» его настойчиво приглашали в московское «Динамо». Возвращение наверняка бы состоялось, если б главный босс-куратор бело-голубых не позволил себе оскорбительный намек в разговоре с тренером.
Моисеев ушел из жизни в 65 лет. Сердце пошаливало, давление скакало. Он перестал общаться с друзьями. Его вдова
Раиса Ивановна Моисеева — Юрий Иванович трижды был в браке — рассказала, что в тот день, 24 сентября 2005 года, ничто не предвещало печальной развязки. Утром после совместного завтрака она вышла из квартиры на улице академика Королёва по делам, а когда вернулась, обнаружила мужа в ванной комнате. Помощь ему уже была не нужна...
Свитер Моисеева с 15-м номером подняли к сводам Дворца спорта ЦСКА на Ленинградском проспекте 16 февраля 2005 года. За семь месяцев до его кончины.