Сегодня, 31 июля, знаменитый нападающий сборной СССР Хельмут Балдерис, который провел в ЦСКА три сезона, празднует 72-й день рождения. Поздравляем!
РИЖСКАЯ «ЭЛЕКТРИЧКА»
О Хельмуте Балдерисе хоккейная общественность узнала в 1971 году. Во время чемпионата Европы среди юношей, проходившего в чехословацком Прешине. 18-летний нападающий рижского «Динамо» из первой союзной лиги отличился в матче с хозяевами. Его четыре гола помогли сборной СССР одержать победу 6:2. Три из этих четырех шайб он забросил в первом периоде, когда соперник еще не выбросил белый флаг. Воспитанник школы ЦСКА Александр Волчков, признанный первой звездой этого турнира, восторженно оценил игру ноунейма из Риги. Его мнение раздели еще один коренной армеец, Владимир Попов.
– Балдериса отличала космическая стартовая скорость, он мелкими шажочками с легкостью убегал от соперников, да и с игровой хитростью и завершением у него было всё в порядке, – вспоминал Волчков. – Хельмут любил одеваться по последней моде, где-то по-пижонски. За границей покупал дорогие вещи. С детства у него была близорукость. На лед он выходил в контактных линзах, которые можно было приобрести только за рубежом. В то время линзы были жесткие. Как-то Балдерис одну потерял, так мы всей командой ползали по льду, искали.
Виктор Тихонов, которого без натяжки можно назвать крестным хоккейным отцом Балдериса, рассказывал, что долго Хельмут не мог совладать со своей скоростью. В детстве он занимался фигурным катанием, скользил мягко и быстро, но шайбу укрощал с трудом.
В ОДНОМ НОМЕРЕ С КАПИТАНОМ МИХАЙЛОВЫМ
Балдерис помог рижанам пробиться в высшую лигу. В начале февраля 1974 года они дома нанесли поражение ЦСКА Анатолия Тарасова с сухим счетом 4:0 во втором из спаренных матчей (в первом победу 4:2 отпраздновали армейцы). Мэтр в разговоре с Тихоновым похвалил молодого бомбардира, хотя тот и не забил.
Возглавивший сборную Борис Кулагин, работавший по совместительству старшим тренером «Крыльев Советов», настойчиво зазывал Балдериса в свой клуб. Гарантируя место в главной команде страны. Ходили слухи, что на кону стояла путевка в олимпийский состав на Игры-1976 в Инсбруке. Тогда категорически против выступил латвийский спорткомитет, сообщивший о фривольной жизни Хельмута вне льда. Разумеется, с подачи Тихонова, не желавшего терять своего лидера.
Тем не менее, Балдериса взяли на чемпионат мира-1976 в польский Катовице. Его премьера состоялась в злосчастном матче с хозяевами, завершившемся сенсационным поражением свежеиспеченных олимпийских чемпионов со счетом 4:6. Именно тогда родилась тройка Балдерис – Виктор Жлуктов – Сергей Капустин, призванная составить конкуренцию звену Владимира Петрова с прицелом на Олимпиаду-1980 в Лейк-Плэсиде.
В Катовице Балдерис запомнился голом в проигранном матче сборной Чехословакии (2:3). Получив шайбу на правом фланге, он метеором промчался к воротам Иржи Холечека и изящно переиграл опытного голкипера. Увы, наши вернулись из Польши лишь с серебряными медалями.
Чехословаки стали клиентами Балдериса. Впрочем, он забивал едва ли не всем вратарям. И в большинстве случаев – красиво!
СЕМЬ ШАЙБ ТРЕТЬЯКУ ЗА ДВА МАТЧА
Сезон-1976/77 превратился в бенефис Балдериса. Это на себе почувствовал Владислав Третьяк. В конце января 1977-го в Риге хозяева одержали волевую победу над ЦСКА 5:4, уступая 2:4. Балдерис разразился покером. На его счету третья, четвертая и пятая шайбы. В мире лишь еще один хоккеист может похвастать четырьмя голами Третьяку – воспитанник ЦСКА Вячеслав Анисин сделал это в форме «Крыльев Советов».
Не прошло и месяца, как Балдерис совершил еще один бомбардирский подвиг. В День советской армии и военно-морского флота, 23 февраля, его хет-трик, сдобренный результативной передачей, помог рижанам вырывать победу у ЦСКА со счетом 8:6. Дело было в переполненном дворце спорта в Лужниках, на глазах главного болельщика страны Леонида Ильича Брежнева. Армейцы вели 5:2, но не удержали преимущество. Рассказывали, что этот камбэк зацепил Брежнева.
– Вот это тренер! – восхищенно заявил лидер партии и государства после финальной сирены.
Есть мнение, что этот матч стал неофициальными смотринами Тихонова. В мае 1977-го по рекомендации Брежнева он возглавил сборную и ее базовый клуб ЦСКА. Однако вряд ли состоялось это назначение, не проиграй сборная чемпионат мира в Вене. Трижды наши одной победой могли вернуть титул, утраченный в Катовице, но всякий раз упускали шанс. Поражение от шведов 1:3 в заключительном матче, в котором наших устраивала ничья, отбросило советскую команду на третье место.
Меньше всех претензий заслуживал Балдерис. Да и какие могут быть претензии к форварду, признанному лучшим на планетарном чемпионате и попавшему на нем в символическую сборную звезд!
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ГОЛ ХОЛЕЧЕКУ В ПРАГЕ
Занозой в сердце Хельмута сидела игра второго круга с чемпионами мира чехословаками (3:4). В ней наши хоккеисты уступали 0:4, три шайбы отыграли и были близки к камбэку. От спасительной ничьей отделили сантиметры. Балдерис, выйдя в третьем периоде один на один с голкипером Владимиром Дзуриллой, заставил звенеть каркас ворот.
В сентябре 1976-го на старте первого розыгрыша Кубка Канады Хельмут эффектно забил с этой точки Холечеку. Пусть тот гол и оказался утешительным – наша экспериментальная сборная под руководством Тихонова уступила 3:5.
Герой Риги не хотел переходить в ЦСКА. В армию его призвать было нельзя, он успел отслужить в начале 1970-х в местном «Динамо». Тихонов уговорил своего любимого ученика. В интересах сборной. Балдерис согласился примерить форму московских армейцев на три сезона. Перед Тихоновым поставили задачу выиграть домашний чемпионат мира-1979 и Олимпиаду-1980. Новый тренер выстрелил уже в Праге-1978.
В ЦСКА звену Жлуктова пришлось конкурировать с ветеранами Борисом Михайловым – Владимиром Петровым – Валерием Харламовым.
Еще в Катовице у Балдериса наладились теплые отношения с Михайловым. В отсутствие Петрова Хельмут делил с капитаном сборной номер в гостинице. Перебравшись в Москву, первое время жил у него. Однако на льду «линия» Петрова с запасом переигрывала конкурентов.
На чемпионате мира-1978 в столице Чехословакии Балдерис и Михайлов наколотили по 9 шайб, разделив с канадцем Марселем Дионном первенство в снайперской гонке. В решающем матче с хозяевами на финише турнира, в котором нашим требовалась победа с разницей минимум в две шайбы, Балдерис и Михайлов забили по голу.
Почин сделал Хельмут в конце первого периода. Получив шайбу в средней зоне, он ракетой промчался между двумя защитниками. Каждый из них пытался зацепить форварда за ногу клюшкой, но тот устоял и, потеряв скорость, бросил низом между щитков Холечеку, опустившемуся на лед. Гол, достойный хит-парадов на вкус самого привередливого болельщика!
Во втором периоде Михайлов забил второй гол в меньшинстве, наши одержали победу 3:1 и вернули звание чемпионов мира. Вскоре наш капитан был награжден орденом Ленина, а Балдерис – орденом Дружбы Народов.
ГОЛ, НАДЛОМИВШИЙ ЗВЕЗД НХЛ
Следующий сезон получился самым успешным для сборной и тройки с Балдерисом. Главная команда страны с блеском переиграла сборную НХЛ в Кубке Вызова-1979. Первый матч в «Мэдисон Сквер Гарден» завершился победой хозяев 4:2. Тихонов был крайне недоволен игрой первого и второго звеньев. К тому же травму паха получил Харламов. Во второй встрече наши взяли реванш 5:4, уступая во втором периоде 2:4. А в третьей, решающей, угостили команду Скотти Боумэна теннисной баранкой – 6:0. Счет открыл Михайлов. Балдерис отметился чудо-передачей Жлуктову, забившему второй гол, и третьей шайбой (с паса Ирека Гимаева), после которой звезды НХЛ выбросили белый флаг. Как же искусно Хельмут перехитрил матерого вратаря Джерри Чиверса, героя Суперсерии-1974!
– За этот гол Балдерису можно простить все предыдущие издержки в его игре, где-то граничащие с трусостью, – резюмировал журналист Владимир Дворцов, путешествовавший со сборной.
Если кто помнит начало работы телеканала «Спорт» в 2003 году, прообраза нынешнего МАТЧ, так хоккейные трансляции начинались заставкой именно того гола, когда из уст комментатора Николая Озерова звучало: «Передача Гимаева, гол!!!»
Чемпионат мира-1979 в Москве хозяева выиграли в одну калитку. Так, что не было смысла оценивать вклад звеньев в общекомандный успех. Балдерис с партнерами сыграли менее ярко, чем тройка Петрова, выступившая как в лучшие годы. Никто тогда не сомневался, что олимпийское золото у наших в кармане.
ВЫСТРЕЛИЛ В КЛУБНОЙ СУПЕРСЕРИИ, ПРОМОЛЧАЛ В ЛЕЙК-ПЛЭСИДЕ
Олимпиаде в Лейк-Плэсиде предшествовала Суперсерия-1979/80. За океан отправились ЦСКА и московское «Динамо». Армейцы выиграли три из пяти встреч – у «Рейнджерс» (5:2), наливавшимися силой «Айлендерс» (3:2) и «Квебека» (6:4). Но потерпели два чувствительных поражения – в Монреале (2:4) и Баффало (1:6).
Когда наши чемпионы приземлились в Америке, в Афганистан ввели ограниченный контингент советских войск. В США поднялась истерия. Армейцы ее ощутили в Баффало. На трибунах развернули антисоветские плакаты, игроков освистывали. «Клинки» под руководством Боумэна довели счет до теннисного в последние минуты игры. Надежду на спасение подарил Балдерис, завершив броском в пустые ворота Дона Эдвардса (побеждал сборную СССР на Кубке Канады-1981в матче группового раунда). То был многоходовой розыгрыш лишнего. Последнюю передачу сделал защитник Сергей Стариков.
В то турне не поехал Сергей Капустин, получивший серьезную травму паха, которая закрыла ему дорогу в олимпийский Лейк-Плэсид. С заменившим его Сергеем Макаровым тройка Жлуктова смотрелась свежо и вышла на первый план. Балдерис забил «Монреалю» щелчком от синей линии и «Квебеку» хитрым броском из-под защитника в дальний угол ворот.
Трудно объяснить, почему в Лейк-Плэсиде тренеры Тихонов и Владимир Юрзинов (он ездил на клубную серию с ЦСКА и стоял на лавке) перевели Макарова из звена Жлуктова к динамовцам Владимиру и Александру Голиковым.
На Олимпиаде тройка Балдерис – Жлуктов – Александр Скворцов осталась в тени. Балдерис разразился хет-триком в матче с поляками (8:1), забил гол в тяжелейшей игре с канадцами (6:4). Но против сборной США «промолчал», и в третьем периоде при счете 3:4 присел на лавку.
«КОРОЛЬ НЕИСПОЛЬЗОВАННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ»
Осечка в Лейк-Плэсиде ускорила процесс смены поколений. Балдерис вернулся в Ригу, когда ему не исполнилось и 28 лет. Жлуктов и Капустин продолжали приглашаться в сборную на крупные турниры. Оба завоевали Кубок Канады-1981, выиграли чемпионаты мира-1981, 82, 83. Балдерис же, несмотря на завидную результативность в творческой лаборатории Юрзинова, возглавившего рижское «Динамо», получил приглашение только на один чемпионат мира, в 1983-м.
Тот турнир впервые проводился по новой формуле, направленной против советской сборной, с большим элементом случайности в финальном этапе среди четырех сильнейших команд. Балдерис заменил Виктора Шалимова в спартаковской тройке с Сергеем Шепелевым и Капустиным и стал в ней с 9 (4+5) очками самым результативным игроком. Тем не менее, после турнира, в очередной раз выигранного нашей сборной, Тихонов назвал Хельмута «королем неиспользованных возможностей». Этот титул стал единственным, завоеванным Балдерисом не в форме ЦСКА.
До последнего Балдерис числился в кандидатах в олимпийскую команду на Игры-1984 в югославском Сараеве. Но в состав в итоге не попал.
Завершив активную карьеру, в 1989 году Хельмут в 37 лет неожиданно подписал контракт с клубом НХЛ «Миннесота Норт Старз» на один сезон, что свидетельствует об уровне Балдериса. В сентябре 1990-го эта команда гостила в Советском Союзе. Нашим болельщикам хотелось увидеть Балдериса. Увы, к тому моменту он уже зачехлил клюшку.
В 1998 году включен в Зал славы ИИХФ.