В субботу, 20 июля, прославленному нападающему ЦСКА и сборной СССР Владимиру Викулову исполнилось бы 78 лет.
ПЕРВЫЙ ТЕХНАРЬ ЭПОХИ ТАРАСОВА
Двукратный олимпионик (Гренобль-1968, Саппоро-1972), семикратный чемпион мира, участник Суперсерии-1972, первой клубной Суперсерии-1975/76, Кубка Канады-1976, 12-кратный чемпион Советского Союза.
Эти титулы-регалии не дают полного представления о величии Владимира Викулова, нападающего хитрого, техничного, коварного, при этом не тянувшего одело на себя, замечавшего партнеров. При этом на удивление скромного вне льда, пожалуй, самого непубличного хоккеиста из всей чемпионской рати Анатолия Тарасова.
При этом знаменитые тренеры Аркадий Чернышёв, Николай Пучков, Всеволод Бобров, Борис Майоров называли Викулова одним из ярчайших советских форвардов. Не говоря уже об Анатолии Тарасове.
ТАРАСОВ ОШИБСЯ НА ПАРУ ЛЕТ
Известный журналист Олег Спасский вскоре после десятой, юбилейной победы нашей сборной на чемпионатах мира (в Стокгольме-1970) вспоминал, как весной 1965-го Тарасов, возясь в оранжерее на базе ЦСКА в Архангельском, предсказал 18-летнему Викулову большое будущее:
— Через два-три года Владимир станет одним из лучших хоккеистов. Может быть, таким, каких у нас не было...
Мэтр в принципе не ошибся, а лишь на пару лет промахнулся. Викулов выстрелил уже в следующем сезоне 1966 года и вернулся из югославской Любляны с золотыми медалями чемпиона мира и Европы.
По весне 1965-го молодежная тройка Викулов — Виктор Полупанов — Виктор Ерёмин делала первые шаги в чемпионате страны. Увы, последний из них в ЦСКА не задержался. Да и Полупанов ушел из армейского клуба в неполные 25 лет.
Болельщики с солидным стажем вспоминают, как впервые увидели воспитанника школы ЦСКА Викулова в серьезном деле. Он вышел на лед в начале апреля 1965-го в дерби с «Крыльями Советов» и буквально затерроризировал оборону профсоюзной команды. Армейцы, досрочно оформившие чемпионство, победили 6:2. Но через три дня в матче с этим же соперником Тарасов дал отдохнуть признанным лидерам из звена «академиков», и соперники взяли зеркальный реванш — 6:2, нанеся ЦСКА единственное в том сезоне поражение. Викулов же открыл личный снайперский счет в этом матче-конфузе.
...Владимир всегда стоял в шеренге игроков последним. Стараясь остаться незамеченным. Даже когда носил на свитере букву «А» помощника капитана команды.
— Подчас молодым нравятся эффектные проходы. Разгонится нападающий, мчится по льду, не обыгрывая, а объезжая соперников. Лихо? А ведь впустую «пылит»: пока объедет одного, другой успевает вернуться. Болельщики аплодируют, а партнеры скучают, ждут, когда товарищ о них вспомнит, — делился взглядом на игру Викулов.
— Самое интересное — игра с толком. Когда если и не видишь, то чувствуешь, угадываешь ход партнера, — продолжал Викулов. — Я не люблю беготню. Хоккей — не только скорости, молнии, треск, тарарам. Судьба матча, как и судьба заговора, решается в тишине. Движение, умное движение без шайбы — основа успеха. Спрятаться от соперника, укрыться в засаде, а потом вдруг выскочить в самом неожиданном месте — это привлекает меня больше всего.
ПОБЕДНЫЕ ГОЛЫ ШВЕДАМ НА ЧМ-1970 И КАНАДЦАМ В СУПЕРСЕРИИ-1972
Именно так поступил Викулов в первом московском матче Суперсерии-1972. Это был пятый матч всей серии, ведь четыре первых прошла в Канаде. Наши долго уступали — 0:3, 1:4. Камбэк начался с чудо-гола Юрия Блинова в начале третьего периода. И точку поставил Викулов. Овладев шайбой у борта, он с дриблингом выбрался из угла на пятачок и каскадом финтов перехитрил не самого слабого вратаря Тони Эспозито. Жаль, что этот успех не помог нашим одержать общую победу в Суперсерии. Кстати, лучший советский бомбардир в тех исторических матчах Александр Якушев не может похвастать ни одним победным голом. Александр Мальцев вообще ни разу не поразил ворота канадцев.
Викулов — хитрый тактик, мгновенно разбирающийся в самых запутанных ситуациях, знающий, когда придержать шайбу, пойти в обводку или сыграть на партнеров. При этом он слыл одним из самых корректных. На чемпионатах мира в Стокгольме (1969, 1970) он ни разу не посетил штрафной бокс.
Великий хоккейный зодчий Тарасов соединил в тройке юных ровесников Викулова и Полупанова с опытным Анатолием Фирсовым. Это звено зажигало во второй половине 1960-х. На чемпионате мира 1969 в столице Швеции Полупанова в центре заменил дебютант Александр Мальцев, который буквально расцвел рядом с Викуловым и Фирсовым. Через год в том же Стокгольме динамовец забил 15 голов, выиграв бомбардирскую гонку турнира, но и Викулов девять раз поразил ворота. Особенно запомнились два его победных гола в архиважных матчах против сборных Чехословакии и Швеции, завершившихся с одинаковым счетом 3:1.
30 апреля в «Юханнесхофе» в игре за золотые медали при счете 1:1 сольный номер Владимира, увенчавшийся коварным броском с неудобной руки, поставил в тупик лучшего вратаря турнира шведа Лейфа Хольмквиста. Этот гол потом с удовольствием препарировали эксперты. Его раскадровка попала в хоккейные учебники.
ВЫИГРАЛ ПЕРВОЕ ВБРАСЫВАНИЕ У ЭСПОЗИТО
Перед Олимпиадой в Саппоро-72 Тарасов, дабы продлить жизнь в хоккее Фирсову, решил сконструировать атакующее звено-«систему»: защитник-стоппер Геннадий Цыганков, два полузащитника Александр Рагулин и Анатолий Фирсов, и два форварда – Викулов и Валерий Харламов. На турнире в Японии эта «линия» доминировала, не проиграв ни одного микроматча и не пропустив ни одной шайбы. Особенно феерил Харламов. В чемпионате страны-1971/72 тройка Викулов — Фирсов — Харламов стала самой результативной и завоевала приз «Три бомбардира».
На чемпионат мира в Прагу весной 1972-го новый старший тренер сборной Всеволод Бобров Фирсова не взял. Вместе с Викуловым и Харламовым на позиции центрального нападающего выходил Мальцев. Это же сочетание сохранилось в Суперсерии-1972. Тройка «художников», любящих повозиться с шайбой, оказалась уязвимой. Во втором и третьем матче (в Торонто и Виннипеге) Викулов не играл. Говорили, из-за микротравмы. В Ванкувере на его счету заброшенная шайба, которая помогла одержать убедительную победу 5:3. О победном голе в первой московской встрече мы уже рассказали.
Интересное событие случилось на торжественном открытии Суперсерии-1972. На символическое вбрасывание перед матчем в монреальском «Форуме» вышли один из капитанов «Кленовых листьев» Фил Эспозито и... Викулов. Почему? Потому что литеру «К» носил защитник Виктор Кузькин, классический «домосед». И хотя начинал он как форвард, на вбрасывания не вставал. Викулов выудил шайбу у гренадера Эспозито и вручил ее премьер-министру Канады Пьеру-Эллиоту Трюдо.
После Суперсерии-1972 Бобров вернул Харламова в тройку к Владимиру Петрову и Борису Михайлову. Викулову же места в помолодевшей сборной не нашлось. Он пропустил чемпионаты мира в Москве-1973 и Хельсинки-1974.
ДЯДЬКА-НАСТАВНИК ДЛЯ ЖЛУКТОВА И АЛЕКСАНДРОВА
В ЦСКА завершавший тренерскую карьеру Тарасов создал еще одно звено, которое радовало болельщиков искрометной игрой несколько лет. К молодым Виктору Жлуктову и Борису Александрову он поставил «ветерана» Викулова. В качестве дядьки-наставника. Владимиру Ивановичу тогда шел 29-й год. Его репутации могли позавидовать самые режимные хоккеисты. Его роль в становлении Жлуктова и Александрова, иногда выходивших из берегов, трудно переоценить.
Неожиданно о Викулове вспомнил несколько лет проработавший с ним в ЦСКА Борис Кулагин. Он в качестве главного тренера сборной Советского Союза призвал Владимира в команду на московские матчи Суперсерии-1974, а потом и на чемпионат мира в Западной Германии весной 1975-го.
Тройка Викулов — Жлуктов — Александров выстрелила в клубной Суперсерии-1975/76. Специально прилетевший в Монреаль на матч ЦСКА — «Канадиенс» (3:3), признанный лучшим в XX веке, Кулагин был потрясен игрой этого звена и включил партнеров Владимира в олимпийскую заявку, которую резиновой не назовешь — всего 18 фамилий.
...Сборную СССР на первом в истории Кубке Канады-1976 возглавлял Виктор Тихонов, старший тренер рижского «Динамо». На родину хоккея по разным причинам не поехали Михайлов, Петров, Харламов, Якушев, Шадрин, Цыганков. Поэтому эту сборную называли экспериментальной.
Перед супертурниром в Канаде прошел мемориал памяти погибшей в авиакатастрофе команды ВВС Викулов выходил не в составе сборной, а форме ЦСКА. Однако в последний момент Тихонов вспомнил о ветеране и взял в Канаду.
В четырех матчах супертурнира Викулов забросил четыре шайбы, в их числе и «Кленовым листьям» (1:3). В эти дни у него родилась дочь. Счастливый отец летал по льду, как на крыльях. Жлуктов неожиданно первенствовал в бомбардирской гонке Кубка Канады-1976. Для Викулова же тот турнир стал лебединой песней в сборной.
Он провел два неполных сезона в ЦСКА под руководством Тихонова, в каждом из них забил дюжину голов, показав весьма неплохой результат. Завершил карьеру в 1980-м в ленинградском СКА, забросил четыре шайбы и помог команде сохранить прописку в элитном дивизионе.
ДО ТРЕНЕРСКОГО ЗОЛОТА НЕ ХВАТИЛО ПАРЫ ШАЙБ
Владимир Иванович Викулов успешно работал в хоккейной школе родного клуба. В 1985 году вместе с Владимиром Богомоловым он возглавлял сборную на чемпионате Европы среди юниоров до 18 лет во Франции. В той команде играли вратарь Артур Ирбе, защитник Владимир Константинов, форварды Анатолий Фетисов, Евгений Давыдов, Александр Гальченюк. Фетисов-младший вошел в символическую сборную звезд. Увы, худшая разница шайб, чем у шведов, с которыми сборная СССР сыграла вничью 1:1, не позволила нашим завоевать золотые медали. Суть в том, что Норвегия на предварительном этапе неожиданно победила Финляндию 3:2. Советская команда на групповом этапе выиграла у викингов 5:1, а шведы в финальном раунде после ничьей с СССР играли с норвежцами на результат, победив 11:0.
В последние годы Владимир Викулов то приходил в родной дом, в ледовый дворец ЦСКА, наблюдая за игрой любимой команды с трибуны, то замыкался в себе, становясь затворником. Он ушел из жизни, по сути, находясь в одиночестве с самим собой…
Стяг Владимира Викулова с 18-м номером с 2004 года висит под сводами Ледового дворца ЦСКА, а теперь красуется и на ЦСКА АРЕНЕ.