Рыцарь Атаки - ХК ЦСКА
2485

Рыцарь Атаки

Константину Борисовичу Локтеву 16 июня исполнилось бы 78 лет.

Константину Борисовичу Локтеву 16 июня исполнилось бы 78 лет.

 

"Рыцарство и дерзновенность характера, преданность хоккею и готовность отдать всё для товарища", - вот как охарактеризовал одного из самых любимых своих игроков легендарный Анатолий Тарасов.

 

Константин Борисович Локтев (16.06.1933 – 04.11.1996) родился в Москве и своё военное и послевоенное детство провёл в Сокольниках, недалеко от клуба Русакова. Он рано начал играть в хоккей и ещё в девятом классе школы был замечен тренерами "Спартака".

 

Локтев не обладал богатырским телосложением, и напарник по ЦСКА Евгений Бабич даже предложил ему перейти играть в хоккей с мячом, так как там меньше конкуренции и с таким ростом гораздо проще стать звездой. Но Всеволод Бобров, одна из ярчайших звёзд нашего хоккея, всё-таки настоял на том, чтобы Локтева оставили в команде. И именно место Бабича Константин Локтев занял на правом крае атаки ЦСКА. Вот как написал о нём в своей книге "Рыцари атаки" Л.Б. Горянов: "С трибун Локтев, может быть, смотрелся иногда хуже своих партнеров - ему не хватало подчеркнутой элегантности Александрова или величавого спокойствия Альметова. Но тот, кто по-настоящему разбирался в хоккее, прекрасно видел, сколь велик вклад этого спортсмена в общую силу и мощь своего звена. И не случайно на чемпионате мира 1966 года в Любляне именно его признали лучшим форвардом…. У Константина был отличный дриблинг, великолепная обводка, и не находилось ни в наших командах, ни в лучших зарубежных опекуна, который бы справился с ним в одиночку".

 

Вскоре Анатолий Тарасов создал легендарную тройку Альметов - Локтев - Александров, которая более семи лет восхищала хоккейные круги всего мира. Вот как сам прославленный тренер писал об этом: "Разные характеры, разная манера игры, цементировали же тройку единое и высокотворческое понимание хоккея, стремление к игре интеллектуальной и, конечно, крепкая дружба. И потому на льду Локтев, Альметов и Александров смотрелись как единое целое – высокая техника, великолепно развитая интуиция гарантировали высочайшую синхронность действий. Это звено было первым в нашем хоккее, начавшим вести игру на интуитивной основе и тем проложив путь другим".

 

Константин Локтев и в жизни дружил с Александровым и Альметовым. После смерти Альметова именно он многое сделал для его семьи.

В 1969 году Локтев закончил МОПИ, что в будущем, безусловно, помогло ему стать тренером. Главный наставник Локтева Анатолий Тарасов очень ценил и уважал игроков, стремящихся к самосовершенствованию: "Для того чтобы так тренироваться, недостаточно быть только трудолюбивым – необходимо ещё и много знать. И Локтев к знаниям постоянно стремился – он был начитанным, образованным спортсменом. Константина интересовало все, что имело отношение к его любимой игре, но он не замыкался в рамках хоккея".

 

После победного чемпионата мира в 1966 году Локтеву предложили поработать тренером в Югославии. Но вскоре он вернулся в Москву. Прежние травмы, годичный перерыв в тренировках не дали ему закрепиться в составе ЦСКА. Константин Локтев завершил карьеру как игрок и занялся тренерской деятельностью. С помощью Тарасова вырос до главного тренера ЦСКА.

 

Вот его тренерский послужной список: 1968-1970 годы - главный тренер по хоккею отдела спортивных игр Министерства обороны СССР, 1970 – 1974 годы - тренер ХК ЦСКА (Москва), 1974 год - тренер-консультант ХК "Партизан" (Белград, Югославия), 1974 – 1977 годы - начальник, старший тренер ХК ЦСКА (Москва), 1978 – 1980 годы - старший тренер ХК "Легия" (Варшава, Польша), 1981 – 1982 годы - старший тренер ХК ЦСКА (Болгария), 1983 год - СКА (Новосибирск).

 

В 1976-77 руководил сборной СССР. После третьего места на чемпионате мира в 1977 году Локтева отправили в отставку.

 

Тарасов был очень высокого мнения о тренерском таланте Локтева: "Я всегда ценил в спортсмене пытливость, любознательность как показатель высокой культуры и верный залог быстрого роста его мастерства. И именно эти качества позволили Константину стать выдающимся форвардом. Более того, они помогли Локтеву быстро стать и тренером – сначала в годы, когда он играл, тренером для самого себя, а потом и тренером ибо к этой роли Константин, по существу, готовился загодя.

Многие из выдающихся спортсменов пытались стать тренерами, но у немногих это получилось. Только у немногих – ибо большинство не имело такого фундамента высокой спортивной культуры, пытливости, которые отличали Локтева игрока. Константин Борисович Локтев стал тренером, причем настоящим тренером, сразу же после того, как закончил выступать. Он возглавил такой клуб, как ЦСКА, а спустя лишь несколько лет начал работать со сборной СССР в качестве помощника Бориса Павловича Кулагина. Армейцев Локтев приводил и к победам на чемпионатах страны, и к успехам в Кубке европейских чемпионов. Да и в достижениях сборной его роль тоже велика была. Умно и умело вёл Константин тренировочный процесс. По праву пользовался большим авторитетом у хоккеистов – и, что естественно, у молодых и, что не всегда бывает, у ветеранов. Однако, будучи тренером творческим, обладая сильным характером, имел он, к сожалению, одну слабость. Он настолько сильно любил своих игроков, особенно тех, кто становился настоящим мастером, что порой это мешало его работе. Доброта, душевность – а именно они отличали Константина – качества прекрасные. Но тренер обязан, да, да, обязан, наложить для себя запрет на чрезмерную близость в отношениях с игроками, на такую близость, которая нарушает границы служебных взаимоотношений тренера и хоккеиста. Нарушение же этой границы, как показывает жизнь, приводит к падению дисциплины, к тому, что тренер теряет бразды правления. Доброта и душевность, бесспорно, нужны, но нужна и дистанция, нужен твердый курс высокой сознательности и единой дисциплины. Думаю, через некоторое время это чувство дистанции пришло бы и к Локтеву, но… Я и сейчас себя ругаю, что в своё время, когда с Константином поступили несправедливо, не проявил упорства и не смог уговорить Локтева остаться в армейском клубе и продолжить тренерскую работу. А он, обиженный, решив отойти от хоккея, совершил непростительную ошибку, ошибку, которую еще не поздно исправить… Я же уверен: поступи Константин иначе, сегодня мы имели бы сильного тренера, а значит, и еще один сильный клуб…".

 

Впоследствии Константин Локтев работал инженером по гражданской обороне, ревизором на стройке и вице-президентом акционерного общества.

 

Запоздало, но всё-таки некое подобие справедливости восторжествовало - с 1993 по 1994 годы Локтев был вице-президентом Федерации хоккея России. А в 2007 году введён в Зал славы ИИХФ.

 

Когда пишешь о таких людях, есть только одна степень сравнения – превосходная. И нет таких слов, сравнений и эпитетов, чтобы выразить всё наше уважение, преклонение и гордость за то, что эти люди – наши соотечественники. Спасибо им за то, что нам есть что вспоминать и кем гордиться.

 

Достижения

 

Заслуженный тренер СССР. В ЦСКА: 1954-1966 гг.; олимпийский чемпион 1964; чемпион мира 1964-1966; чемпион СССР 1955, 1956, 1958-1961, 1963-1966. Старший тренер ЦСКА 1974-1977 гг. - чемпиона СССР 1975, 1977. Тренер сборной СССР – олимпийского чемпиона 1976. Член Зала славы ИИХФ.