ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКЕ В СОВРЕМЕННОМ МЕТОДЕ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОВ - ХК ЦСКА
ПРОСМОТР И ОТБОР ДЕТЕЙ 2015 ГОДА РОЖДЕНИЯ В ХОККЕЙНУЮ ШКОЛУ ЦСКА
495

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКЕ В СОВРЕМЕННОМ МЕТОДЕ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОВ

А. С. Павлов, канд. пед. наук, старший методист хоккейной школы ЦСКА

Аннотация. Проблема тактической подготовки в современном хоккее является наиболее актуальной и широко обсуждаемой в настоящее время. В теории и методике хоккея понятие тактики хоккея не в полной мере отражает предопределяющие аспекты эффективного обучения хоккеистов тактическим действиям. В связи с этим предложено альтернативное определение термина «тактика игры в хоккей». Расширена классификация тренировочных упражнений, разработанная А.П.Бондарчуком. Обосновано введение блока тренировочных упражнений тактической направленности в тренировочный процесс хоккеистов.

Ключевые слова: подготовка хоккеистов, тактика, тренировочные упражнения тактической направленности.

Тактическая оснащенность хоккеистов и хоккейной команды - один из определяющих факторов результата выступления команды в соревнованиях. В подготовке хоккеистов всегда уделялось внимание их обучению тактическим действиям. Еще Анатолий Владимирович Тарасов писал, что команда, в которой хоккеисты владеют техническим и тактическим мастерством, всегда будет представлять собой сильный коллектив.

Профессор кафедры теории и методики хоккея РГУФК, доктор педагогических наук В. П. Савин в своем учебнике рассматривал понятие «тактика» как рациональное построение и организация коллективных и индивидуальных действий хоккеистов при оптимальном использовании средств и методов борьбы с противников для достижения победы [6]. Таким образом, составляющими тактических действий хоккейной команды являются индивидуальные, групповые и командные действия. Отдельно в теории и методике хоккея рассматриваются атакующие и оборонительные действия. Процесс обучения тактическим взаимодействиям хоккеистов включает в себя теоретическую и практическую подготовку - с непосредственной отработкой на льду конкретных индивидуальных, групповых и командных тактических заданий.

А. П. Бондарчуком (2014) была разработана удобная для практики спорта классификация тренировочных упражнений: общеподготовительные, специально-подготовительные, специально-развивающие и соревновательные [2]. Учитывая многообразие технических приемов и действий хоккеистов в игровой практике на льду, было предложено выделить тренировочные упражнения технической направленности [3, 4, 5].

Работу над тактической подготовкой хоккеистов сложно отнести к одному из вышеописанных тренировочных средств спортивной подготовки в силу особенностей и условий выполнения упражнений и их специфической направленности. В связи с вышесказанным представляется целесообразным выделить в подготовке отдельные тренировочные упражнения тактической направленности (рисунок 1). Эти упражнения могут быть «встроены» в предложенный нами ранее этапный специализированный комплексно-вариативный метод построения годичного цикла подготовки квалифицированных хоккеистов [3, 4, 5].


Рисунок 1. Этапный специализированный комплексно-вариативный метод построения годичного цикла подготовки квалифицированных хоккеистов с включением упражнений тактической направленности.

Стоит подчеркнуть, что основой тактической подготовки хоккейной команды является степень освоенности и объем технических приемов, которыми владеет каждый игрок. То есть уровень технической подготовленности хоккеистов является базой для формирования их тактических индивидуальных, групповых и командных действий и определяет саму возможность овладения теми или иными тактическими приемами игры в хоккей. Канадский специалист Шон Финн в ходе своего доклада на конференции по проблемам подготовки хоккеистов, прошедшей в Музее хоккейной славы в 2017 году, отметил следующее: «Не важно насколько физически и тактически развит хоккеист, он никогда не станет профессионалом, если не умеет кататься и не владеет многими другими техническими составляющими».

Более того, наиболее слабое звено технической подготовленности каждого хоккеиста игровой «пятерки» будет являться «лимитирующим фактором» по отношению к успешности выполнения игровым звеном тактического задания тренера. Данный «лимитирующий фактор» будет препятствовать освоению возможных тактических действий по следующим причинам:

1)    Отсутствие достаточной маневренности в технике катания, скорости движения хоккеиста для занятия определенной позиции на площадке в строго определённый момент.

2)    Недостаточный уровень владения клюшкой и шайбой: недостаточная сформированность навыка контроля шайбы (лишние короткие перебирания шайбы без необходимости, ведение шайбы со зрительным контролем); отсутствие стабильного навыка приема и передачи шайбы с удобной и неудобной стороны; отсутствие стабильного навыка броска (в движении, с передачи партнера в одно касание, выполнение броска из нестандартных положений и т.д.).

3)    Совершение двигательных действий на фоне усложняющих выполнение упражнений факторов: «помехи» игровым действиям, создаваемые игроками соперника; повышение скорости выполнения упражнения; уменьшения игрового пространства; и т.д.

Обучение звеньев и пятерок хоккеистов каждой конкретной игровой схеме в определенной мере можно соотнести с теорией функциональных систем [1]. При этом построения тактических взаимодействий хоккеистов в конкретных игровых ситуациях могут рассматриваться как построения функциональных систем высшего порядка. Соответственно, тактическая подготовка хоккеистов должна быть направлена на построение таких систем взаимосодействий игроков в различных игровых ситуациях, которые отвечали бы требованиям их наибольшей эффективности.

         В подготовке хоккеистов при обучении их определённым вариантам тактических действий в конкретной игровой ситуации сначала осуществляется теоретическая подготовка с четким формированием представления о задачах и последовательности действий, затем на практике выполняются целенаправленные упражнения тактической направленности с условно ограниченной свободой игровых действий. Суть заключается в формировании у хоккеиста наиболее эффективного стереотипа действий в конкретной игровой ситуации. При этом анализируется промежуточный и конечный результаты выполнения упражнений, оценивается уровень технической оснащенности хоккеистов. По результатам анализа выполнения тактических упражнений должны вноситься определённые корректировки в направленность и содержание технических упражнений, выполняемых в тренировочном процессе команды для ликвидации «слабых звеньев» уровня специальной подготовленности хоккеистов.

В связи с вышесказанным предлагается ввести в теорию и практику хоккея следующее определение тактики игры в хоккей: тактика игры в хоккей – это наиболее эффективный способ организации оборонительных и атакующих действий команды, обеспечивающий реализацию индивидуального спортивного мастерства каждого из хоккеистов игрового звена в условиях взаимосодействия с партнёрами и противодействия сопернику с целью достижения высокого спортивного результата.

         Таким образом, тактическая подготовка является неотъемлемой частью процесса подготовки хоккеистов, по своей сути являясь логическим продолжением обучения хоккеистов техническим приемам. При этом обеспечивается формирование у спортсменов четкого представления о своем местонахождении на ледовой площадке в тот или иной игровой момент. Содержание и систематичность отработки тактических взаимодействий в тренировочном процессе, при которой хоккеистам предлагаются к освоению наиболее эффективные решения в конкретной игровой ситуации, наряду с непрерывной работой над уровнем технической подготовленности хоккеистов, неизбежно приведут к положительной динамике в результатах выступления команды на соревнованиях.

 

Список литературы

1.     Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — «Медицина», Москва, 1968. – 546 с., ил.

2.     Бондарчук, А. П. Этапно-совмещенные способы построения подготовительных периодов / А. П. Бондарчук // Олимпийский бюллетень / Центр. олимп. акад. – М. – 2014. – N 15. – С. 132-136.

3.     Павлов, А. С. Комплексная программа многолетней подготовки в спортивных школах / А. С. Павлов, Н. Н. Урюпин, А. Е. Деев, С. Е. Павлов. – М.: Издательство «ОнтоПринт», 2019 – 164 с.

4.     Павлов, А. С. Современные принципы спортивной педагогики, реализованные в этапном специализированном комплексно-вариативном методе построения годичного цикла подготовки квалифицированных хоккеистов / А. С. Павлов, А. Е. Деев, С. Е. Павлов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, Том 12, № 2, Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2017 – С. 86-96

5.     Павлов, С. Е. Современные технологии подготовки спортсменов высокой квалификации / С. Е. Павлов, А. С. Павлов, Т. Н. Павлова – М. : Издательство «ОнтоПринт», 2019. – 294 с.

6.     Савин, В. П. Теория и методика хоккея: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2003. — 400 с.

 

Павлов, А.С. Принципы обучения тактике в современном методе подготовки хоккеистов / А.С. Павлов / Научно-методические аспекты подготовки спортсменов : материалы межрегиональной научно-практической конференции (Омск, 19–20 ноября 2019 г.): [Электронный ресурс]. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2019.