Хоккейный генерал - ХК ЦСКА
2632

Хоккейный генерал

18 апреля Вениамину Александрову исполнилось бы 74 года.

 

 

18 апреля Вениамину Александрову исполнилось бы 74 года.

 

В ЦСКА: 1955-1969 гг.;

Олимпийский чемпион 1964, 1968;

Чемпион мира 1963-1968;

Чемпион СССР 1956, 1958-1961, 1963-1966, 1968.

Член Зала славы ИИХФ.

 

Обладатель рекорда ЦСКА по количеству заброшенных шайб за сезон - 53 (сезон 1962/1963)

 

 

Главным достоинством, решающей силой Вениамина Александрова была доведенная до совершенства техника. Любой сложнейший прием в его исполнении казался до обидного простым, доступным каждому. Но вот беда - сделать что-либо так, как делал Вениамин, никто не мог.

 

Его заслуга перед советским хоккеем состоит в том, что выступал он как творец-новатор, который открыл много новых, очень интересных приемов о довел до такого блеска, такого предельного совершенства уже известные, что они выглядели как новые."

 

Попробуй сыграть по-александровски, - предлагал на тренировках молодым хоккеистам армейского клуба Анатолий Владимирович Тарасов. Это значило сыграть "чисто", легко и непринужденно.

 

На Олимпиаде-68 в Гренобле была устроена галерея прославленных спортсменов. Под портретом Александрова стояла следующая подпись: 


"Ведущий игрок сильнейшей хоккейной команды мира. Олимпийский чемпион и чемпион мира. У себя на родине известен как виртуоз техники. Один из тех, кому русская команда обязана своими громкими победами".

 

Великий Бобров никогда не был равнодушен к бомбардирам. Внимательно следил не только за игрой, но и за их судьбой, радовался, огорчался, сочувствовал. Особые симпатии у него вызывали двое - Александр Мальцев и Вениамин Александров. Прежде всего потому, что оба были первоклассными бомбардирами. В чем-то, если говорить о динамовце, он видел себя в молодые годы, а игра Александрова напоминала Боброву его собственную манеру.

 

ПРЕВЗОШЕЛ БОБРОВА

 

В начале мая 1963 года я приехал с командировочным удостоверением "Советского спорта" в Ярославль на футбольный матч "Шинника" с одесским "Черноморцем", который тренировал Бобров. Утром в день игры, немного пройдясь по городу, мы с ним расположились на лавочке около гостиницы, приютившей одесситов. Взаимным расспросам не было конца, а первым делом Всеволод спросил, как в конце апреля прошло закрытие чемпионата СССР по хоккею, как при этом чествовали Вениамина Александрова , забросившего в турнире 53 шайбы, как он вел себя.

 

Подобный интерес Мастера не был случаен - своим результатом Александров превзошел достижение Боброва (52 шайбы), продержавшееся 15 лет. Конечно, мы вспомнили, как новый рекордсмен впервые предстал перед публикой. В один из мартовских вечеров 1955 года у Восточной трибуны стадиона "Динамо" (весь чемпионат хоккеисты провели в коробке, оборудованной по середине футбольного поля) в полуфинале Кубка СССР встретились ЦСК МО и "Крылья Советов".

 

Незадолго до этого многие участники поединка в составе сборной СССР проиграли на чемпионате мира канадцам - 0:5. Болельщики, однако, не отшатнулись от своих любимцев. "Восток" был заполнен до краев, немало зрителей приняли "Север" и "Юг". В первой тройке армейцев не оказалось приболевшего Всеволода Боброва.

 

Его заменил Вениамин Александров , которому через месяц исполнялось 18 лет. О нем было мало что известно: три года занимался в школе армейского клуба, один из тренеров - Александр Виноградов, чемпион мира 1954 года, полузащитник знаменитой футбольной "команды лейтенантов" (потом Александров стал мужем дочери Виноградова, а еще позднее его сын сочетался браком с приемной дочерью Боброва).

 

Новичок ярко отметил свой дебют. В матче, который закончился со счетом 5:1, он забросил четвертую шайбу (с подачи Виктора Шувалова) и помог забить пятый гол Ивану Трегубову. Не счесть, сколько раз в будущем Александров в круговороте отчаянной свалки у ворот отыскивал шайбу и откидывал ее под бросок защитникам, да каким легендарным - Сологубову, Трегубову, Рагулину. После того кубкового матча на целых 14 лет Александров стал игроком основного состава ЦСКА, оказавшись одним из самых результативных форвардов отечественного хоккея.

 

ХОККЕЙНЫЙ ГЕНЕРАЛ

 

Для Вениамина Александрова не существовало ничего невозможного на льду. Он без труда мог обвести сколько угодно соперников, отлично пасовал, не менее искусно играл у борта. А как забивал, и говорить не приходится! В историю вошли его стелющиеся прорывы по флангу. На редкость разнообразный хоккеист, он одинаково успешно выполнял роль как разыгрывающего, так и солиста, остановить которого было невероятно сложно любому самому классному защитнику. Константин Локтев, один из многолетних его партнеров, на склоне жизни рассказывал, что по ходу неудачно складывавшегося для ЦСКА матча нападающие первой тройки часто договаривались усыпить бдительность соперников, видоизменяя рисунок игры. Так вот, наиболее успешно всегда темнил Александров.

 

Веня, как любовно называли Александрова партнеры (некоторые и вовсе по-дружески величали Витамином), мог сыграть сильнее или слабее, но никогда - плохо! Его вклад в действия ведущей тройки ЦСКА и сборной СССР неизменно был весомым. Вначале он выступал с Локтевым и Александром Черепановым, которого заменил Александр Альметов. На чемпионате мира 1963 года вместо дисквалифицированного Локтева в первом звене играл Виктор Якушев из "Локомотива". Александров с любыми партнерами оставался грозой для каждой команды - нашей, иностранной!

 

В 1958-1960 годах, когда сборная СССР ни разу не смогла победить на чемпионатах мира, Александров слыл трусом. Это шло от Анатолия Тарасова, который в те годы возглавлял главную команду страны. Телерепортажей с чемпионатов мира еще в помине не было, а потому проверить, насколько характеристики Тарасова соответствуют действительности, не предоставлялось возможным.

 

Зато в 1963-1968 годах Александров становится двукратным олимпийским чемпионом, 6-кратным чемпионом мира. И уже никто не обвинял его в прежних грехах.

 

Стихией Вениамина Александрова всегда были прорыв, обводка, умение забить гол. И в этом Александров, который никогда не лез в драку, напоминал Боброва, тоже порой уклонявшегося от жесткой борьбы, но сохранявшего силы для грозных атак. Подобно первому капитану сборной СССР Александров отлично чувствовал себя на большом просторе, где мог использовать недюжинную скорость и великолепную технику. Иногда он не выдерживал и при чрезвычайных обстоятельствах бился насмерть, бесстрашно лез на соперников, превосходивших его в физической силе, хотя это не всегда приносило успех армейцам или сборной СССР.

 

Труса канадцы на пушечный выстрел никогда не подпускали и не подпускают ни к одной команде, а вот после чемпионата мира 1959 года представители знаменитого клуба "Торонто" предложили Александрову выгодный контракт, увидев в россиянине отменные качества.

 

(Л.Б.Горянов "Рыцари атаки")